Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Жуковский В.А.

Жизнь и творчество Жуковского Василия Андреевича

  • Статья
  • Еще по теме

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января (ст. с.) 1783 года в селе Мишенском, Белевского уезда Тульской губернии. Отцом поэта был богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью — пленная турчанка Сальха, названная при крещении Елизаветой Дементьевной. Про появление Сальхи в Мишенском сохранился следующий рассказ: во время походов Румянцева в Турцию многие из крепостных Бунина отправлялись с русскими войсками в качестве маркитантов. Когда однажды несколько крестьян пришли проститься к Бунину, последний шутя сказал им: «Вот что, братцы! Приведите-ка мне хорошенькую турчанку, а то моя жена совсем состарилась». Крепостные приняли слова своего помещика совершенно всерьез и привезли в Мишенское двух турчанок-сестер, взятых в плен нашими войсками при осаде крепости Бендер. Одна из них, 11-летняя Фатима, умерла вскоре по прибытии к Буниным, а другая, Сальха, была определена сперва няней к младшим детям Афанасия Ивановича, а впоследствии она заняла место домоправительницы.

Со временем Сальха стала причиной несогласия между супругами, но когда у нее родился мальчик, Мария Григорьевна, жена Афанасия Ивановича, сменила гнев на милость, сначала разрешив свой дочери Варваре, вышедшей потом замуж за Юшкова, быть восприемницей Васеньки, а затем сама привязалась всем сердцем к мальчику. Крестным отцом мальчика стал мелкопоместный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский, который и передал крестнику через усыновление свое имя.

Род Буниных будет славен в российской словесности. Из него выйдет Анна Петровна Бунина, русская поэтесса, которую называли «наша Сафо», и, конечно, великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Через семейство Юшковых породнится с родом Буниных и Толстой Лев Николаевич.

Дом Варвары Афанасьевны Юшковой, в котором проводил после безмятежного детства свои отроческие годы Василий Андреевич, собирал на свои музыкально-литературные вечера многочисленное общество. Исполнялись музыкальные новинки, как вокальные, так и инструментальные, читались только что вышедшие из печати литературные произведения, преимущественно Карамзина, Дмитриева и последователей их, а также устраивались домашние спектакли. Двенадцатилетний «Васенька» (иначе его в доме не называли) ко дню приезда Марии Григорьевны в Москву сочинил пьесу — «Камилл или освобождение Рима».

После нескольких неудачных попыток получить образование в учебных заведениях разного толка он был определен в Благородный университетский пансион. Благодаря знакомству сестры и крестной матери Юшковой с директором Университета Тургеневым, Жуковский близко сошелся с его сыновьями Александром и Андреем. В Благородном пансионе было литературное общество — «Собрание воспитанников Университетского Благородного пансиона». На этих собраниях, а равно и на публичных актах Жуковский явно выделялся. В 1797 году в 14 номере журнала «Приятное и полезное препровождение времени» было напечатано его первое прозаическое произведение — «Мысли у могилы». Вторым стало стихотворение «Майское утро». В «Москвитянине» за 1798 год мы находим стихотворение «Добродетель» и две прозаические статьи. Кроме оригинальных произведений, Жуковский за время пребывания в пансионе переводит иностранных авторов и тем пополняет свои карманные деньги и также приобретает уверенность в своих силах.

Близость с братьями Тургеневыми, слывшими в пансионе «записными немцами», привила Жуковскому вкус и интерес к немецкой поэзии. Особенно повлиял на него в этом отношении Андрей Тургенев, ранняя смерть которого побудила написать произведение, сделавшее его имя если не знаменитым, то известным — «Сельское кладбище» (перевод элегии Грея). После окончания пансиона Жуковский поселился в Мишенском, где много читал, работал, занимался иностранными языками, которые к тому времени очень хорошо знал. В это время Жуковскому суждено было пережить самое сильное чувство. Он полюбил свою ученицу Машу Протасову, которой было тогда 17 лет. Но мать ее, женщина религиозная, считала этот брак решительно невозможным и на все доводы Василия Андреевича отвечала решительным отказом. Эта сердечная неудача повергла поэта в уныние и грустным облаком легла на его произведения, относящиеся и к этому времени, да и к позднему. В 1812 году он в качестве поручика, состоящего при штабе князя Кутузова, выступил с московским ополчением. В штабной службе на поэта легла обязанность помогать Скобелеву в составлении бюллетеней, каковые последний выдавал за свои.

Накануне Тарутинского сражения Жуковский написал «Певца во стане русских воинов». «Впечатление, произведенное «Певцом»,— пишет Плетнев,— не только на войско, но и на всю Россию, неизобразимо. Это был воинственный восторг, обнявший сердца всех. Каждый стих был повторяем как заветное слово. Подвиги, изображенные в стихотворении, имена, внесенные в эту летопись бессмертных, сияли чудным светом... Эпоха была беспримерна, и певец явился достойным ее».

Жуковский изучался в гимназиях именно как автор «Певца». Может быть поэтому один из выпускников 1-ой Александровской киевской гимназии Михаил Афанасьевич Булгаков возьмет в качестве эпиграфа к пьесе «Бег» прекрасные и глубокие строки из этого давно и хорошо известного ему стихотворения:

Бессмертье — тихий, светлый брег!

Наш путь — к нему стремленье.

Покойся, кто свой кончил бег!

Вы, странники, терпенье.

Как видно, это были важные слова для Булгакова, потому что и название пьесы связано со смыслом этих строк.

Жуковский был прекрасным, терпеливым и кротким человеком. Близко приближенный ко двору (сначала он был лектором у вдовствующей императрицы Марии Федоровны, потом — учителем русского языка невесты, а потом жены Николая Павловича, Александры Федоровны, а затем — воспитателем наследника, будущего царя-освободителя, Александра II), он сохранил в себе нравственность, добродушие и смирение и остался человеком с чувством собственного достоинства. Из переписки Василия Андреевича с членами царской фамилии можно видеть, что он не был придворным Полонием, готовым считать облако за «верблюда» или за «ласточку», смотря по желанию принцев, а был опытным другом и наставником, способным даже на внушенный любовью выговор.

В самом деле, отношение Жуковского к членам царской фамилии было крайне простым и человечным и почти исключало всякий этикет. В записках Смирновой рассказывается о том, как Жуковский, не получив приглашения на какое-то интимное собрание во дворец, не поехал туда. Когда государыня узнала о причине его отсутствия, то объявила, что он — «свой», что «он родился приглашенным», что ему нечего ждать официальных приглашений, что он — «всегда желанный гость».

Высокая и горестная любовь его к Маше Протасовой не увенчалась браком. Он был с 1817 года, когда ему в первый раз отказали в руке девушки, до 1841 года одиноким. Только в 1841 году он женился на дочери своего друга Рейтерна. Когда они впервые встретились, ей было двенадцать лет. Мечтательная и впечатлительная девушка, Елизавета Алексеевна с тех пор и хранила «в своем сердце имя будущего чувства к поэту».

Свадьба состоялась 21 мая 1841 года в церкви русского посольства в Штутгарте. В 1842 году у него родилась дочь Александра, в 1845 — сын Павел.

Он мечтал вернуться в Россию из Германии, но это ему так и не удалось...

19 марта поэт пишет своему другу: «Перспектива обзавестись собственным домом в Дерпте меня веселит». А уже 12 апреля 1852 года его вечным жилищем стал гроб. Тело Василия Андреевича перевезли в Петербург и похоронили рядом с Карамзиным в Александро-Невской лавре.

Среди многих имен в нашей литературе каждый невольно остановится перед именем Жуковского. Это одно из тех имен, которые распространяют вокруг себя мягкий, светлый свет, невольно притягивают к себе.

Поразительно поведение Жуковского во время последней дуэли Пушкина. Он все сделал, чтобы дуэли не было, а когда она все-таки случилась, был неотлучно со своим учеником. Написал удивительные стихи и не менее удивительное письмо шефу жандармов А. X. Бенкендорфу, в котором этот добрейший и прекраснодушный человек резко и четко пишет об истинных виновниках смерти поэта, обвиняя Бенкендорфа в попустительстве.

Его жизнь — пример истинного благородства и великодушия, света и красоты душевной.

Источник: Грачева И.С. Уроки русской литературы. Книга для учителей и учащихся. - СПб: "ВЕЛЕНЬ", 1993

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1868