Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Жуковский В.А.

Лирика Жуковского В.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Пережив трагедию любви к Маше Протасовой, смерть ее, Андрея Тургенева, родной матери и Марии Григорьевны Буниной, Жуковский становится как бы обитателем двух миров, где стираются грани между жизнью и смертью, реальным и ирреальным. Но человеческое, живое побеждает в нем: «При мысли великой, что я человек, / / Всегда возвышаюсь душою» («Теон и Эсхин»). Отсюда «Сельское кладбище» - перевод элегии Грея, который Жуковский называл своим первым стихотворением. Элегический стих, несущий тишину, успокоение, веру в будущее, характерен для Жуковского этого периода. Отсюда стихотворение «Теон и Эсхин», знаменующее собой силу и красоту чувства любви и веру в вечность. Вот почему «для сердца прошедшее вечно» и «горе и радость - все к цели одной» - эти основные мотивы поэзии Жуковского будут сопровождать все его творчество. Жуковский вошел в историю литературы прежде всего как мастер лирической поэзии, как художник, которому многое открылось, как поэт, определивший дальнейшее развитие русской лирики, останавливаясь на самых различных особенностях и вариациях этого искусства.

Поэзия Жуковского - особая, отнюдь не похожая на то, что писали его современники. Он первый понял огромную разницу между правдой жизни и правдой искусства, понял, что не все можно выразить словом, но что само слово многомерно, беспредельно в своем звучании, многозвучно. Он понял, что значит музыка слова. Искусство способно отразить только часть, отблеск ощущений - все ему не подвластно. Это чистый романтизм, ибо для реализма есть «выразимое», важно «выразимое». А здесь - бесконечное количество оттенков, ощущений,

того, что несет очень много эмоционально-чувственного.

Важнейший мотив лирики Жуковского - мотив «минувшего», «прошедшего», «воспоминания». «Я и воспоминание - одно и то же», - скажет он в 1837 году. Тоска о прошедшем, счастье в воспоминаниях - об этом и в поэзии, и в дневниках, и в письмах, заметках. Очевидно, эти мотивы связаны с сердечной биографией поэта, и с новой силой они звучат в 1818 году - в период тяжелой жертвы и совершенствования воли для поэта: «минувших дней очарованье», «святое прежде», «привет бывалый», «скажу ль тому, что было: будь?» («Песня»). Кредо поэта в это время: «жизнь и поэзия - одно». Поэзия должна возвышать душу человека. Но ведь прекрасно то, чего нет, - как же возвысится душа? Отсюда великая идея Жуковского - идея вечной красоты. Без этого нет жизни. Бытие приобретает звучание только тогда, когда оно облечено в идею вечно прекрасного. Такова светлая природа поэзии Жуковского. Читая его, не знаешь, где остановиться. Все время - поток, поток красоты. Это глубокое воздействие на читателя, эта завораживающая длительность стиха, этот постоянно бегущий вперед, захватывающий дыхание лексический, звуковой, музыкально-ритмический, образный ряд его поэзии - при самых разных формах выражения. Жуковский открыл пейзажную лирику глубокого философского звучания. Весь мир природы у Жуковского одушевлен, очеловечен. Он выступает как огромная, всепоглощающая стихия красоты и величия человека и мира.

Источник: Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы: От Древней Руси до первой трети 19 в. / Вступ. статья и указатели А.В. Архангельской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7614