Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

"Шепот, робкое дыханье...": анализ стихотворения Фета

  • Статья
  • Еще по теме

"Шепот, робкое дыханье" – самое знаменитое стихотворение Фета, его "визитная карточка". Может быть, оно не лучше и не хуже других стихотворений этого поэта. Но именно оно вызвало, как говорится, "широкий общественный резонанс". В то время, когда "прогрессивная общественность" требовала от искусства служения "передовым идеям", "страдающему народу", стихи Фета звучали как вызов именно своей аполитичностью. Ф. М. Достоевский так же, как и Тургенев, и Толстой, и Тютчев, ценивший и любивший поэзию Фета, говоря о предназначении искусства, привел в качестве примера именно эти стихи. Положим, говорит Достоевский, произошло страшное землетрясение. На другой день выходит газета — и что же в ней? На первом листе — "Шепот, робкое дыханье...". Жители, продолжает Достоевский, "тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта... а через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи. Выходит, что не искусство было виновато, а поэт, злоупотребивший искусством в ту минуту, когда было не до него".

Ни одно стихотворение в XIX веке не вызвало столько пародий. Одни пародии были направлены против антиобщественной поэзии Фета, уходящей от жгучих проблем современности, другие — против его поэтического стиля, который многим представлялся бессмысленным набором слов.

Фет при жизни не был поэтом для многих. Препятствием для читателей был именно стиль, поэтический язык Фета, который, как писал один критик, "своей отчаянной запутанностью и темнотою превосходит почти все когда-либо написанное в таком роде на российском диалекте!". "Что же это наконец такое?" — вопрошает другой критик, сбитый с толку "неопределенностью содержания" стихов Фета. Он был по-своему прав: русский читатель привык к ясности выражения и ясности содержания. Поэзия же Фета совсем другая, ее достоинство как раз и заключается в том, что он выражает "неясное содержание", а неясное содержание только и можно выразить неясным языком.

О чем стихотворение «Шепот, робкое дыханье...»? О любви. О свидании. О природе. Но ничто не изображается целиком, ничто не составляет цельного образа. Она, возлюбленная, — это «шепот, робкое дыханье», милое лицо. Ночь — это «трели соловья», сонный ручей, «тени без конца». Свидание — «и лобзания, и слезы». Словно ночные зарницы выхватывают из тьмы какие-то смутные детали, да слышатся неясные звуки под немолчное соловьиное пение. И Фет не гнушается самыми затертыми, потерявшими всякую ценность образами: «трели соловья», «серебро ручья», «ночные тени», «пурпур розы» — даже в XIX веке они воспринимались как набившие оскомину штампы, «красивости». Но температура лирики Фета так высока, что стихотворение «работает» на любом материале, сжигает любой словесный и литературный мусор, потому что задача поэта — передать впечатление, ощущение, неповторимость происходящего. Все стихотворение словно восклицает: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Описать его нельзя, но можно передать впечатление от него, пока оно живо, пока оно не остыло, а здесь не до выбора «поэтических средств»: хватай все, что под руку попало, пиши, рисуй на любом клочке, обрывке...

Поэзию Фета называют безглагольной. Вот и в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» нет ни одного глагола. Почему? Потому что глагол обозначает действие, процесс. Стихи Фета, наоборот, останавливают мгновение счастья и красоты.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4727