Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

"Вечер" (Фет): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворение «Вечер», написанное в середине XIX века, стало одним из самых показательных для поэтической манеры Фета и для определения его роли в русской поэзии. Образность стихотворения восходит непосредственно к пейзажной лирике Жуковского, в которой так подробно описывался окружающий мир природы. У Фета наступающий вечер по-разному «извещает» о своём приходе: криком птицы над ясной рекой, звенящим голосом на лугу, волной отдалённого гула над рощей, костром на другом берегу. Во второй строфе сумерки распространяются вдаль с убегающей на край солнечного света рекой и ввысь, рассеяв золотые закатные облака. Наконец, вечер вступил в свои владения: потухшее солнце, как догорающие угли, теплится, отбрасывая в темноту голубые и зелёные отблески. Так же опускался вечер и воцарялась ночь в элегии Жуковского «Вечер» (1806).

Ритм стихотворения основан на стихотворном размере анапест, что придаёт тексту особый, неторопливый характер при чтении или декламации: в каждой строке благодаря ударению повышается тон, и стихотворение звучит вдохновенно и задушевно. И только в одной строке изменяется ритм:

Вздохи дня есть в дыханье ночном...

Обратите внимание, что она начинается двумя стопами хорея, переходящими через одну стопу ямба в привычный для ритма стихотворения анапест: «Вздохи дня есть в дыханье ночном». Строка словно «вздохнула», вспоминая ушедший день.

Очень изящна словесно-образная вязь природных узоров в стихотворении, например поэт говорит:

Прокатилось над рощей немою.

Важнейшей в строке оказывается характеристика рощи — «немая», у нас появляется неосознанное ощущение того, что «прокатилось» нечто звучащее. Фет усваивает мастерское использование эпитетов поэзии Пушкина и совершенствует это качество, придавая пейзажным образам художественную выразительность за счёт множества тонких цветовых, звуковых и других характеристик. В лирике Фета также развивается художественный приём метафоры, раскрывая свои новые возможности и оттенки. Например, «золотые каймы» облаков — метафора, но в соединении с определением «погорев» она приобретает дополнительное значение кратковременности.

Образность поэзии Фета, поэтические приёмы, ритмическое своеобразие послужили одним из главных источников для русской поэзии XX века в творчестве А.А. Блока, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина и других.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2830