Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

"Смерть поэта": анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» осталось в истории русской литературы как первый самый выдающийся памятник великому гению. О многом сказано в этом небольшом произведении. Определено то наивысшее положение, какого заслуживает творческое наследие Пушкина в русской культуре. И в то же время он предстаёт в этом стихотворении не каким-то исключительным существом, но человеком, подверженным, как и все, ударам судьбы, страдающим от гонителей, которым нет дела до того, какую утрату они готовят России.

Стихотворение это не подчиняется строгим жанровым законам. Взгляд на одно и то же явление с разных сторон меняет презентацию, подачу образов, их интонационную основу. Произведение состоит из трёх частей. Однако и внутри каждой из них нет ожидаемого единства — тематического, стилистического, происходит смена настроений.

Первая часть состоит из тридцати трёх строк. В ней на смену скорби приходит сочувствие, сожаление об оставленной без внимания и защиты, одинокой в своём противоборстве личности. И следом — гневное обвинение преследовавшим поэта мучителям.

Вторая часть (23 строки) в основном элегична. Начинается и заканчивается она мотивом убийства, гибели великого гения и вместе с ним его новых творческих замыслов, «чудных песен». Боль утраты пронизывает эти стихи. А средняя часть строфы посвящена поискам причин неотвратимой катастрофы.

Не следует ждать ответа автора на свои же вопросы: «Зачем он... Зачем...?» Вопросы эти носят скорее риторический характер. В русском языке выражение «Зачем же так?» означает «Не надо так!». Вот и здесь вопросы не требуют ответа, они выражают сожаление, означают, что так действовать нельзя.

Автор стихотворения «Смерть поэта» клеймит преступников, но и в адрес самой жертвы он обращает свои, условно говоря, «вопросы», похожие на упрёки. Читая эти строки, мы, потомки, невольно думаем: почему же не уберёг он себя, не возвысился над всеми преследованиями ради нас, тех, кто ценит его редкостный дар.

Но как было совместить это знание своей необходимости с реальным состоянием человека, вынужденного подчиняться писаным и неписаным законам общества? Он твёрдо знал, что его долгом было защитить честь своей жены. И выбора для него тогда не существовало («невольник чести»). И знали об этом его враги, и уверены были в неотвратимости его реакции на травлю, затеянную ими. По понятиям того времени, в этом случае спасти честь можно было только ценой жизни.

Обращаясь к стилистическим особенностям второй строфы, можно отыскать элегически окрашенные фразы, словосочетания, элементы ораторского стиля, гневные ноты... Затем можно проследить, как зависят от содержания эти стилистические перепады, какой эффект достигается художественными приёмами.

Прибавленные позднее знаменитые 16 строк существенно отличаются от двух предыдущих частей стихотворения. Но в то же время они в какой-то мере опираются на «вышеизложенное», продолжают осуждение виновников неслыханного преступления, кончая вынесением приговора поразительной мощи. Расшифровка его сводится к следующему: если казнить вас всех, то и этого будет мало для искупления вашей вины. А пролитая кровь великого поэта названа «праведной».

Обратимся к четырёхтомному словарю Д. Н. Ушакова (Т. 3, с. 692 и 690). «Праведный» (во втором значении): «Проникнутый правдой, <...> соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости». В качестве примера в словаре приводятся строки из стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». Здесь же даётся ссылка на такое значение слова «правда»: «Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов». Приводится пример из Пушкина: «Стезёю правды бодро следуй».

Первое толкование соотносимо с непреходящим значением творений погибшего поэта, второе — с его позицией в частной жизни, которую не мог он в соответствии с понятиями того времени поставить ниже своих великих дел.

Поэт оказался «невольником», т. е. рабом, той морали, какую навязывало тогдашнее общество. Оно способно было на поступки неблаговидные и даже преступные. Ему ли было судить об истинной чести?

Исследователи отмечают применение в стихотворении художественных средств, усиливающих выразительность: контрастность, афористичность. Они указывают на прерывистость синтаксиса.

Можно обнаружить в стихотворении «Смерть поэта» пушкинские слова и спросить: «Почему? Ведь списывать нельзя». Лермонтов, совсем юный, учился у Пушкина; переписывал строфу, которая особенно нравилась, и продолжал её своими стихами. Потом снова вставлял пушкинские строки и следом — вновь свои. И вот теперь, потеряв такого учителя, своего самого любимого поэта, Лермонтов посвящает его памяти стихотворение. Все мысли сейчас о нём, и приходят на ум его творения, их отзвуки ложатся на бумагу. Даже в первой строке лермонтовского стихотворения — два пушкинских слова: «невольник чести» (из поэмы «Кавказский пленник»). А вот сравнение Пушкина с образом Ленского: «добыча ревности глухой», «сражённый, как и он, безжалостной рукой». Стихи, начинающиеся вопросительным словом «зачем», сопоставимы со строками из стихотворения Пушкина «Андрей Шенье», а содержание последних шестнадцати строк — с произведением Пушкина «Моя родословная».

Всё это, безусловно, заимствования, которых так боятся молодые поэты, вступающие в пору самоутверждения. Но в стихотворении «Смерть поэта» заимствования нарочитые, умышленные и... оправданные. Они необходимы для достижения поставленной творческой цели. Смертен поэт, но бессмертны его творения, они продолжают звучать.

Мы знаем, какую цену пришлось заплатить Лермонтову за свое произведение: было заведено дело «О непозволительных стихах...» и автора отправили служить в Нижегородский драгунский полк.

На смерть Пушкина откликнулись его друзья, среди них: П. А. Вяземский, А. В. Кольцов, В. А. Жуковский, М. Ф. Ахундов, Ф. И. Тютчев, Н. П. Огарёв. Все они единодушно очень высоко оценили стихотворение Лермонтова «Смерть поэта».

Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2014

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1249