Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Анализ романа "Герой нашего времени" (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" представляет собой крупнейшее произведение в творчестве поэта и является одним из важнейших произведений русской литературы первой половины XIX в., так как имеет ярко выраженную индивидуальность и непохожесть. Роман "Герой нашего времени" можно охарактеризовать следующим образом:

      история создания романа включает в себя ряд этапов, каждый из которых тесно связан с жизнью и биографией самого автора:

•        первый этап (лето — осень 1837 г.), связанный со ссылкой поэта на Кавказ, где у него родился замысел и первые картины будущего романа;

•        второй этап (1838), во время которого автор отошел от создания романа "Княгиня Лиговская", в котором наметились некоторые образы "Героя", потом перенесенные на Кавказ с некоторыми измененными характеристиками;

•        третий этап (1839-1840), в котором протекает петербургский период создания романа, и этот период имеет следующие особенности:

-        публикуется повесть "Бела", ставшая впоследствии одной из частей романа;

-        намечается построение и жанр будущего романа;

-        создаются черновые рукописи "Княжны Мери", "Фаталиста", " Максима Максимыча";

-        публикуется повесть "Тамань", имеющая в тот момент характер самостоятельного произведения.

Важные функции выполняет заглавие романа, и эти функции заключаются в следующем:

      отражает основную мысль книги - характер современника автора;

      выражает главную задачу книги - описание характера современника автора;

      тесно связано с сущностью центрального героя и отражает многие его черты и характеристики;

      отражает целую гамму чувств и эмоциональных оценок автора по отношению к своему главному герою: сочувствие, сострадание, но и критика и ирония;

      выражает типичность характера героя;

      объединяет отдельные новеллы и повести, входящие в роман, в одно целое произведение — роман.

Композиция тесно связана с сюжетом, так как усиливает его особенности, и имеет следующую оригинальную структуру:

      состоит из пяти относительно самостоятельных повестей и новелл, объединенных образом главного героя — Печорина и психологическим анализом его личности;

      новеллы сознательно располагаются автором в неправильной временной последовательности описываемых в них событий;

      действие начинается с середины жизни героя ("Бэла"), продолжается вплоть до его смерти ("Предисловие к "Журналу Печорина"), затем переносится в начало жизни ("Тамань") и потом вновь достигает середины ("Фаталист"), и эта особенность сюжет призвана усилить таинственность личности героя — Печорина;

      многоаспектность построения романа, которая обеспечивается наличием трех рассказчиков, повествующих о главном герое: Максима Максимыча, проезжего офицера и самого Печорина;

      повествование имеет волнообразный характер движения от романтизма ("Бэла") к реализму ("Максим Максимыч") и, наоборот, романтика "Тамани" сменяется реалистичностью "Княжны Мэри" и возникает вновь в "Фаталисте".

Особенности композиции выполняют следующие задачи, выражающие художественный замысел автора:

      дают общий образ, портрет современника автора, и этот портрет составлен из пороков всего его поколения;

      последовательно и постепенно вводят читателя во внутренний мир героя и его психологический склад, все более освещая его тайные и явные черты, начиная от описания внешнего облика и заканчивая описанием и анализом внутреннего мира героя.

Система образов романа является тщательно продуманной и имеет следующие особенности:

      в центре системы образов находится Печорин;

      главному герою — Печорину - противопоставлены три группы персонажей:

•        первая группа: богатые натуры, резко не похожие на главного героя (Вернер, Вера и Вулич);

•        вторая группа: простые люди, принадлежащие своему народу (горцы Казбич, Азамат и Бэла, Максим Максимыч, контрабандисты Ундина, Янко, слепой мальчик);

•        третья группа: представители дворянского круга (Раевич, княгиня Литовская, Грушницкий и др.).

Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" имеет ряд художественных достоинств, которые определены такими факторами как:

      идейный замысел писателя;

      содержание романа;       

      сюжет романа.

Художественные особенности романа обеспечивают его своеобразие и оригинальность и поэтому придают ему особую значимость в русской литературе. Можно выделить следующие художественные особенности романа:

      психологизм, глубокий психологический анализ, который имеет следующую специфику:

•        обусловлен стремлением автора открыть читателю историю души человека;

•        выступает как объект художественного изображения, а не как форма самовыражения автора;

•        применяется не только к личности главного героя, но и к другим персонажам романа;

•        используется всесторонне, т. е. анализируется и внешний облик, и поступки, и чувства героев; присутствует самоанализ главного героя;

•        служит цели обнаружить и познать те явления, которые при поверхностном, внешнем восприятии трактуются как загадочные, таинственные;

      широкое использование пейзажа в романе, который выполняет следующие функции:

•        помогает раскрыть внутренний мир героя;

•        показывает, как природа может воздействовать на внутренний мир героя;

•        помогает реализации замысла каждой конкретной главы;

•        с помощью контрастности показывает всю поверхностность человеческих интересов и страстей;

•        содействует и усиливает восприятие и понимание характера ситуации и героев;

      редкая сложность жанра романа, который можно охарактеризовать следующим образом:

•        в основном социально-психологический и философский роман;

•        родственность роману-путешествию и путевым заметкам;

•        черты аналитического романа с элементами циклизации малых жанров;

      новизна структуры романа, которую необходимо было создать ввиду психологического жанра романа, и эту структуру можно охарактеризовать следующим образом:

•        отделение автора от героя;

•        расположение повестей в особой последовательности;

•        циклизация разных частей;

•        игра жанрами;

      жанровое своеобразие каждой повести, входящей в состав романа, и это можно охарактеризовать следующим образом:

•        "Бэла" — соединяет в себе путевой очерк и новеллу о любви европейца к дикарке;

•        "Максим Максимыч" — рассказ с центральным эпизодом, данным крупным планом;

•        "Тамань" — синтез новеллы и путевого очерка с неожиданной концовкой;

•        "Княжна Мери" — "светская повесть" психологического характера с дневником героя и сатирическим очерком нравов "дворянского общества";

•        "Фаталист" - философская повесть, соединенная с "мистическим рассказом" о роковом выстреле и "таинственном случае";

      тесное переплетение в романе нескольких характеров и настроений:

•        эпическое, суть которого заключается в воссоздании вместе с героем его времени;

•        лирическое, тесно связанное с поэзией Лермонтова;

•        драматическое, выражаемое драмой противоборства героя с судьбой, т. е. трагедией;

      своеобразие языка романа, которое выражается в следующем:

•        основан и зависит от характеристик рассказчиков — проезжего офицера, Максима Максимыча и самого Печорина;

•        приближен к разговорной, а иногда и просторечной манере;

•        преобладают конкретные сравнения;

•        редки эмоциональные эпитеты и метафоры;

•        используется широкий диапазон речи: от простой разговорной до песенной эпической;

•        используются вопросительные и отрицательные фразы, недоговоренность, четкая ритмичность;

•        развиваются и углубляются языковые традиции и нововведения "Евгения Онегина" и "Путешествия в Арзрум";

      сложность в определении художественного метода романа, который представляет собой синтез романтизма и реализма, и его можно охарактеризовать следующим образом:

•        романтизм выражается в романе в следующем:

-        романтическая необычность главного героя;

-        доминирование повышенного интереса к психологии личности, истории ее становления и развития;

-        романтические происшествия с героем;

-        лирическая окраска пейзажа;

-        общий романтический колорит;

•        реализм выражается в романе в том, что протест против реалий действительности русской жизни автором выражается не через символ демона, присущий личности, а через саму личность, ее характер, психологию, историю развития, и именно это позволяет отнести "Героя нашего времени" к новому типу в творчестве Лермонтова, на котором происходит окончательное установление реализма.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8952