Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Сочинение "Трагедия Печорина" (по роману "Герой нашего времени")

  • Статья
  • Еще по теме

Судьба целого поколения молодежи 1830-х годов нашла отражение в судьбе Печорина из романа Лермонтова "Герой нашего времени". Автор утверждал, что Печорин – это его современник, каким он его "понимает и… часто встречал". Лермонтов писал, что это "портрет, составленный из пороков… поколения в полном их развитии". Изображая Печорина, Михаил Юрьевич хотел выяснить, почему одаренные, талантливые люди не находят себе применения, почему они вынуждены впустую растрачивать свои силы, почему остаются одинокими…

Автор описывает сцены, в которых герой предстает перед нами в различных жизненных обстоятельствах. Это помогает лучше раскрыть суть Печорина и людей, подобных ему. С этой же целью Михаил Юрьевич показывает его в среде представителей различных слоев общества (среди контрабандистов, горцев, "водяного общества").

Почему же Печорин везде приносит окружающим лишь страдания? Ведь он обладает большим умом, он талантлив, в душе этого героя таятся "силы необъятные". Ответ на этот вопрос можно дать, познакомившись с Печориным поближе.

Он вырос в дворянской семье, получил обычное для своего времени и круга образование и воспитание. Из исповеди героя мы узнаем, что, освободившись от опеки родных, Печорин начал искать удовольствий. Когда он вошел в большой свет, он стал весело проводить время и ухаживать за светскими красавицами. Однако он быстро разочаровался в такой жизни, и тоска овладела героем. Тогда он решил читать книги, заниматься наукой. Но вскоре и это ему надоело. Затем Печорин поехал на Кавказ, решив, что "скука не живет под чеченскими пулями".

Где бы ни появился наш герой, он всегда становится для окружающих "топором в руках судьбы". К примеру, Печорин ищет опасных приключений в повести "Тамань", из-за чего страдают "мирные контрабандисты", налаженную жизнь которых он разрушает. В повести "Бэла" наш герой рушит жизнь Бэлы, а также отца этой девушки и Казбича. В "Княжне Мери" с героями происходит то же самое. В "Фаталисте" умирает Вулич, смерть которого предсказал Печорин. А в повести "Максим Максимыч" старик, веривший в молодое поколение, совершенно разочаровывается в нем.

Я считаю, что главная причина трагедии Печорина заключается в системе его ценностей. В дневнике герой признается, что для него радости и страдания людей являются пищей, которая поддерживает его силы. Это говорит об эгоистичной натуре Печорина. Создается впечатление, что этот герой ставит серию экспериментов, общаясь с людьми. И все эти эксперименты завершаются неудачно. К примеру, Печорин прямо говорит Максиму Максимычу, что ему одинаково надоедают невежество дикарки и кокетство знатной барыни, поэтому любовь первой немногим лучше любви второй. В беседе с Вернером он признается, что не вынес из жизненной бури ни одного чувства, лишь несколько идей. Печорин говорит о том, что давно живет головой, а не сердцем. Он с любопытством наблюдателя разбирает свои поступки и страсти. Даже к собственной жизни Печорин относится "без участия", а уж судьбы других его и подавно не волнуют.

На мой взгляд, именно из-за равнодушного отношения к людям этот герой не находит себе места в жизни. Скука и разочарование Печорина связаны с тем, что он не способен чувствовать. Оправдывая себя, сам герой говорит, что такова была его участь с детства. Все пытались найти в нем признаки дурных свойств – и они появились. В результате Печорин стал "нравственным калекой".

Я считаю, что в самом названии произведения заключен ответ на вопрос, в чем состоит трагедия Печорина. "Герой нашего времени"… Это название, с одной стороны, подчеркивает типичность этого героя для 1830-х годов, а с другой – говорит о том, что Григорий Печорин – порождение своего времени. Михаил Юрьевич Лермонтов считает, что трагедия Печорина заключается в невостребованности временем его талантов, ума, его жажды деятельности.

Понравился материал?
18
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8574