Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова

  • Статья
  • Еще по теме

В статье представлен анализ романа "Герой нашего времени". Его автор – Михаил Юрьевич Лермонтов.

История публикации

Казалось бы, какая разница для современного читателя, когда и как впервые было опубликовано произведение? Иногда это, действительно, не очень важно, но если речь заходит о произведениях, явивших собой веху в развитии национальной литературы, то первая публикация всегда чрезвычайно важна.

М. Ю. Лермонтов начал публиковать не роман, а повести. Обратите на это внимание. Сначала в "Отечественных записках" была помещена повесть «Бэла», а потом повести "Фаталист" и "Тамань".

Повести эти вызвали интерес у критики и читающей публики. В «собрание своих повестей» Лермонтов включил две новых: "Княжну Мери" и "Максим Максимыч", написал предисловие к "Журналу Печорина" и, разрушив хронологическую последовательность событий, выбрал новую "вневременную" композицию. А в следующем издании добавил еще и предисловие ко всему произведению. И вот перед нами, современными читателями, уже не собрание повестей, а роман. Причем роман новый по своей художественной задаче.

Смысл названия романа и главные герои

В девятом классе мы просили вас обратить внимание на значение слов «герой» и «наше время» в названии романа. Если вы уже задумывались над связью этих понятий, то наш взгляд на эту проблему позволит вам в чем-то расширить свой кругозор и проверить свои наблюдения. Итак, в чем же смысл названия этого произведения?

Чаще всего романтические поэмы назывались по имени главного героя («Корсар», "Дон Жуан", "Вадим"), потому что именно в персонаже отражалась основная идея произведения, героическая личность персонифицировала идею свободы и силы духа. Если герой умирал (так, как правило, и завершались многие романтические произведения), то это была трагическая, яркая смерть. В романе же Лермонтова смерть Печорина — лишь случайный эпизод в цепи событий.

Значит, автору важен не герой-человек, а что-то другое. Ведь недаром же Лермонтов выходит за рамки близкой ему романтической традиции.

И еще один очень важный штрих. В процессе работы над произведением Лермонтов несколько раз менял заглавие будущего романа. Вначале были опубликованы три повести под общим названием "Из записок офицера Кавказа", здесь сказалась традиция жанра путевых заметок. Затем название стало звучать "Один из героев начала века", что отразило интерес автора к образу современника. Лермонтов создает психологический портрет "странного человека", который его занимал давно. "Странными" были и Чацкий, и Онегин, и герой драмы Лермонтова "Странный человек". Согласитесь, выбранное писателем окончательное название романа отличается особой философской глубиной и предполагает множество вариантов прочтения.

Во-первых, кто главный герой романа? Печорин. Тогда почему мы узнаем о его смерти чуть ли не в середине романа? И потом, разве можно называть героем (и даже выносить это определение в название произведения) человека, в сущности ничего героического не совершившего. Нельзя же всерьез считать геройством охоту на кабана в одиночку да бессмысленное противоборство с контрабандистами. Смелостью, храбростью — да, но геройством, думаем, что вряд ли. Очень точно об этом сказал В. Архипов: «...жертва без смысла, атака без цели, отвага без подвига, а храбрость без героизма».

С другой стороны, Печорин, безусловно, выделяется среди всех других героев романа. Вспомните, ведь автор показывает его, выражаясь кинематографическим языком, во всех возможных ракурсах. Здесь и самоанализ героя, и взгляд на него других персонажей, и в том числе — особо пристальный — взгляд автора-повествователя. Даже природа участвует в процессе изображения душевного состояния героя. Вот они ключевые слова — "душевное состояние".

И действительно, автора интересует не история жизни Григория Александровича Печорина, а жизнь его души. А вот с этой точки зрения Печорина, конечно, можно назвать героем, причем главным.

Некоторые критики и читатели видели и Максима Максимыча настоящим "героем времени", т. е. главным героем романа. Когда вы читали роман, то, наверное, почувствовали сходство старого капитана с другим героем Лермонтова: старым солдатом, "дядей" из "Бородино". Помните: "Да, были люди в наше время..."

Нам кажется, что Максим Максимыч привносит с собой в роман то, былое, героическое время. Зачем? Вспомните наш разговор о времени в девятом классе. Время как категория жизни может осмысливаться и оцениваться только в сравнении. Автор, обращаясь к "былому времени", ярче и зримее показывает "современное" время, воплощенное в других героях романа, да и в самом Печорине тоже.

Таким образом, проведя анализ романа "Герой нашего времени", мы видим, что в произведении есть еще один главный герой — Наше время.

Но здесь хотелось бы уточнить смысл местоимения "наше". "Наше" — это чье? Героев, автора-повествователя, писателя Лермонтова? Безусловно. Ведь внешние реалии жизни героев романа — жизнь общества 30-х годов XIX века. Мы уже выяснили, что автора как раз не слишком занимает история жизни героя. Ему интересна и важна история души. А душа в христианском понимании, как вы знаете, бессмертна. Поэтому она вне времени, иначе говоря, в каждом времени. А значит, и в нашем...

Итак, в романе два главных героя: герой и время.

Вы уже знаете, что законы художественного мира также необратимы, как законы мира физического. Поэтому между двумя главными героями в художественном произведении неизбежен конфликт. Иначе просто не будет произведения. Поэтому герой неизбежно войдет в конфликт со временем или время начнет отторгать героя. Ответить на эти вопросы можно, только поняв суть конфликта. А он скрыт в соотношении проблематики произведения и авторского замысла. Ведь конфликт может возникнуть в душе героя, не принимающего свое время; а может быть конфликтом разных людей одного времени или личности и всего общества. А возможно, этот конфликт связан с трагедией чувств, например, трагедией любви.

Ответ вы найдете свой, проведя анализ романа "Герой нашего времени". Для этого необходимо проанализировать взаимосвязь проблематики и авторского замысла произведения. Следовательно, как вы уже догадались, вам придется подумать об особенностях жанра, композиции, системе образов и, конечно, взаимоотношении автора-повествователя и автора романа.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2972