Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Анализ поэмы "Мцыри" (Лермонтов)

  • Статья
  • Еще по теме

«Мцыри» является последней романтической поэмой М.Ю. Лермонтова. Замысел ее относится к 1831 году («Написать записки молодого монаха 17 лет»), свое частичное воплощение получил он в поэмах «Исповедь», «Боярин Орша», окончательно завершена работа над произведением была в 1839 году.

Известно, что первоначальным названием поэмы должно было быть «Бэри», но затем автор изменяет заглавие на «Мцыри». В грузинском языке слово «бэри» означает «монах», а «мцыри» имеет несколько значений: «послушник», «пришелец», «чужеземец». В контексте поэмы «мцыри» - прибывший из чужих краев одинокий человек.

Эпиграф к поэме: «Вкушая, вкусил мало меда, и се аз умираю» - рассчитан на знание библейского рассказа о войне царя Саула с филистимлянами. Юноша Ионафан, сын Саула, помог своему народу отстоять свободу, но был осужден на смерть за нарушение царского запрета до вечера не принимать пищи. Народ возроптал, и Ионафан был спасен. У Лермонтова смысл библейского изречения — «нарушивший запрет должен умереть» - приобретает новый символический смысл: прославление подвига человека, вкусившего меда свободы.

Центральная проблема поэмы – проблема смысла человеческой жизни, основная тема - изображение трагической судьбы юного горца, стремящегося к свободе, но так и не достигшего своей цели. Ведущей идеей становится утверждение активного, деятельного отношения к жизни и протест против условий, обрекающих личность на бездействие.

« Мцыри » - поэма одного героя. Идейно-композиционным центром ее является исповедь юноши, она занимает весь объем поэмы, кроме двух первых глав, выступающих в роли авторской экспозиции. В них рассказывается о жизни героя в монастыре с момента его появления в обители и до возвращения в нее после неудачного побега. Из экспозиции читатель все уже знает о герое, но главная задача автора состоит в изображении внутреннего мира Мцыри, поэтому, начиная с третьей главы, сюжетом поэмы становится изображение душевных переживании, чувств, мыслей, эмоции, испытанных Мцыри в течение «трех блаженных дней», проведенных на воле. В движении сюжета прослеживаются определенные этапы - это этапы в развитии внутренних переживаний героя: от упоения свободой до осознания трагической обреченности поисков пути на родину. В поэме есть две кульминационные точки: встреча Мцыри с прекрасной грузинкой и бой с барсом. Развязка поэмы только подразумевается: умирающий Мцыри просит перенести его в сад, чтобы увидеть оттуда хотя бы издали Кавказ, получить «привет прощальный» с заветной родины.

В литературоведении нет единого мнения по поводу финальной фразы Мцыри: «И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!» Исследователи объясняют ее тем, что перед Мцыри никто персонально не виноват; считают, что она выражает трагическое состояние сознания главного героя: такой исход его борьбы с «судьбой»; есть мнение, что мятежный Мцыри предупреждает монахов о возможности проклятия, если они не выполнят его последнюю просьбу и оставят умирать в душной келье.

Особенностью образа Мцыри является противоречивое сочетание силы и слабости, целеустремленности, твердой воли и мягкости, лиричности, глубокой человечности. В его немощном теле - «могучий дух» его отцов; в нем «юность вольная сильна», но сам он «слаб и гибок, как тростник»; он «пуглив и дик», но не боится вступить в схватку с барсом, и т.д. Сам Мцыри объясняет эти противоречия так: «На мне печать свою тюрьма оставила...», он не приспособлен к жизни, к воле, он никогда не найдет дороги на Родину, к свободной, «естественной» жизни, и в этом его трагедия. Но трагедия Мцыри еще и в том, что такого пути вообще нет, ибо нет возврата в прошлое. Лермонтов славит вечный романтический поиск человека, его стремление к идеалу, его «вечный ропот» о недостижимой, но прекрасной мечте.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1775