Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Анализ поэмы "Мцыри" Лермонтова (проблематика и стиль)

Проблематика и идея поэмы обнаруживаются при последовательном чтении, что позволяет разделить текст на композиционно значимые части. После вступительных двух первых главок с начальных строк третьей жанр и характер содержания меняются:

Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю.

Жанр лирической исповеди, часто встречавшийся в ранней лирике Лермонтова, предполагает искренний рассказ о себе, своих поступках и, главное, о душе и её переживаниях. Содержание третьей — пятой главок можно назвать «предысторией души Мцыри», поскольку в них герой рассказывает о своих душевных переживаниях перед побегом. Юноша называет главную беду своей жизни («я мало жил, и жил в плену»), именно она определяет его жгучее желание вернуться к началу своей жизни, её корням — родной земле и народу, туда, «где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы».

В этих главках обозначено главное противоречие жизни героя — «душой дитя, судьбой монах», его трагическая обездоленность:

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать»,<...> ...

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил...

Страстью дышит восклицание Мцыри, завершающее начальную исповедь перед рассказом о самом бегстве: «Ты жил, — я также мог бы жить!»

Шестая — восьмая главки рассказывают о трёх днях бегства Мцыри. Обратим внимание на две фразы, которые юноша говорит старому монаху: «Ты хочешь знать, что видел я // На воле?» и «Ты хочешь знать, что делал я // На воле?». Эти два слова — «видеть» (то есть со стороны) и «делать» (то есть участвовать в событиях) — всегда являются ключевыми для Лермонтова при рассуждении о человеке. Лишь в воспоминании Мцыри о родном ауле (в седьмой главке) эти две противопоставленные жизненные позиции соединяются.

Цели побега Мцыри названы в восьмой главке, их две:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы, —

и они составляют философскую основу поэмы. Сам побег словно «разрывает» главку. Смиренные молитвы монахов, их страх перед грозой резко сменяются неистовым восторгом Мцыри, «братающегося» с бурей.

Начиная с девятой главки в поэме отчётливо выделяются два плана содержания: описание блужданий Мцыри и их идейный подтекст, то есть авторская мысль, стоящая за ними. Описывая бегство в девятой — четырнадцатой главках, автор показывает, что его герой проходит три сферы бытия человека. Поначалу беглец попадает в мир необузданной природы и его поведение уподобляется поведению и повадкам животных:

...Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

Мцыри избегает падения в «грозящую бездну» и оказывается посреди прекрасного и высокого мира божественной гармонии:

Кругом меня цвёл божий сад...

Однако он не присоединяет свой «гордый глас» к «торжественному хваленью» этого мира. Героя увлекает третья сфера бытия — жизнь среди людей. Этому предшествуют строки:

...пока полдневный зной

Мои мечты не разогнал,

И жаждой я томиться стал.

Слово «жажда» употреблено как в прямом значении, так и в смысле «жажда жизни», такой же прием применяет Лермонтов, используя в поэме слово «голод».

Мцыри спускается с гор напиться воды из горной речки, и там он переживает самое волнующее видение в своей жизни — юноша поражён красотой девушки-грузинки. На языке романтической поэзии за те короткие мгновения, что он видит её с кувшином воды, проходит вечность, наполняющаяся любовью. Жизнь призывает Мцыри остаться, но цель «пройти в родимую страну» увлекает его дальше. Однако найти верный путь ему не было суждено. Может быть, мысль Лермонтова заключалась в том, что из-за несчастного детства Мцыри не может обрести единства, соединить в себе природную, духовную и обычную человеческую жизнь, а может быть, это удел всех людей. Такова первая мысль поэмы.

Мцыри заблудился, он изнемогает и в отчаянии осознаёт своё бессилие. Казалось бы, он более не может бороться, и именно этот момент выбран Лермонтовым для утверждения непобедимости человека. Мцыри вступает в безумную схватку с барсом, несмотря на бессилие, отчаяние, невозможность одержать верх, и... побеждает. Схватка с барсом — ярчайший эпизод в поэме. Описание этого смертельного противоборства очень выразительно: в свете месяца отчётливо рисуются движения барса, его могучее гибкое тело, описывается быстрая, энергичная схватка; передаётся звуковая сторона картины — барс «весело визжал», «застонал», «завыл», Мцыри «пламенел, визжал, как он», у него вырвался «ужасный крик». Схватка с барсом призвана выразить вторую мысль поэмы: воля человека несокрушима, дух человека невозможно ни подавить, ни подчинить.

Итак, в коротких странствиях Мцыри было два события, две вершины: любовь и сражение. В жизни человека, с позиции Лермонтова, эти два события являются единственно важными и решающими, делающими жизнь полной и насыщенной.

Мцыри не смог добраться до родного дома, в двадцатой главке круг его короткой свободной жизни замыкается — беглец против своей воли возвращается к монастырю. Как человек, заблудившись в лесу, совершает круг, так и Мцыри неизбежно оказывается в начале своего бегства. И дело вовсе не в том, что он потерял дорогу сейчас, но сможет найти её в следующий раз. Герой понимает:

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

Человек не может сбежать от реальности своей жизни, он никогда не сможет вернуться в прошлое, пройти той же дорогой — человек должен найти верный путь вперёд, осознать и сделать свой выбор. Так Лермонтов выражает третью, важнейшую мысль поэмы.

Заключительные главки поэмы (двадцать первая — двадцать шестая) подготавливают вывод поэта. Последние мгновения жизни на воле — испытание для Мцыри: его покидают разум, желания, сама жизнь. Зной, «огонь безжалостного дня» иссушает в нём жизненные силы, в бреду ему грезится, что он попадает на дно глубокой речки и слышит песню рыбки. Казалось бы, Мцыри обречён на поражение и смерть, однако приходит спасение: герой «найдён и поднят был» и возвращён в монастырь. Такая сюжетная ситуация имеет двоякий смысл: с одной стороны, Мцыри опять оказывается в неволе, с другой — он жил на воле, испытал всё, что выпадает на долю человека, и теперь может судить о жизни, о своей судьбе, принять решение на основании собственного опыта.

Герой знает, что скоро умрёт и освободится от плена своей скорбной жизни, «пламень» в его груди «прожёг свою тюрьму и возвратится» к началу бытия — к Богу. Однако это не утешает Мцыри, он произносит слова, которые могут вызвать недоумение:

Увы! — на несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

Конечно, эти слова можно понимать как романтическую фразу, в которой вечность и мгновение равнозначны; можно также предположить, что здесь утверждается четвёртая мысль произведения — человек, не проживший полноценно свою жизнь, не воспримет и вечность в раю.

Очень важно осознать содержание последней, двадцать шестой главки. Мечта Мцыри о своей будущей могиле, откуда виден Кавказ, откуда ему, может быть, будет послан «прощальный привет», послышится «родной звук», почудится братская забота, — мечта, которая кажется утешением горестной жизни и печальной смерти. Мцыри не суждено вернуться в детство, судьба отказала ему в обычной, заполненной событиями жизни. Поэтому для Мцыри возможна только духовная перспектива бытия, и он её принимает — вместе с грустью о своей несостоявшейся жизни герой ощущает и радость душевной связи с родной землёй, продолжения жизни. Финальные слова исповеди Мцыри передают его выбор и решение:

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!..

Герой говорит «засну», а не «умру», что означает: его выбор — продолжение жизни. Наиболее глубокой является итоговая мысль поэмы, состоящая в том, что Мцыри никого не проклинает за свою судьбу. Проклятие — это ненависть, оно пресекает жизнь в её развитии. Мцыри же даёт жизни возможность продолжаться.

Жанр поэмы и её романтическая стилевая основа определили состав произведения: в нём выделяются четыре типа поэтических текстов: авторское повествование, монолог-исповедь героя, лирические отступления и вставки, имеющие символический смысл. Такой поэтический состав поэмы порождает красочный, интонационно богатый, насыщенный сложными смыслами мир поэмы.

Глубина мира поэмы создаётся и благодаря художественным образам. Характер главного героя не должен сводиться исключительно к непокорности, бунтарству. Эти качества, безусловно, составляют эмоциональную и идейную основу образа, их читатель замечает первыми, они пропитывают ткань поэмы. Однако следует обратить внимание и на уважительность Мцыри при воспоминании об отце, и на нежность, с какой он говорит о сёстрах. Сердце Мцыри открыто к любви, он способен поэтически воспринимать природу, и в то же время он — храбрый боец. Образ Мцыри можно считать образцовым с точки зрения воплощения в нём романтических черт характера. Вместе с тем романтизм поэмы «Мцыри» не является главной жанрово-стилевой характеристикой — произведение прежде всего должно определяться как философская поэма.

Образу главного героя противопоставлена монастырская братия. Равноправными в художественном отношении являются образы природы и животного мира. В тесном сопоставлении с человеком представляются животные, особенно значим образ барса для выражения глубинного противоречия жизни, порождающего конфликт дружбы и вражды (вспомним, как ярко передано это противоречие в самой схватке: «...И мы, сплетясь, как пара змей, // Обнявшись крепче двух друзей...»).

Структура поэмы — разделение текста на маленькие фрагменты-главки — подчёркивает чёткий ритм повествования, словно вырывая значимые событийные эпизоды, сильные переживания и размышления из череды дней жизни. В поэме переплетаются разные по характеру эпизоды: событие, встреча, воодушевление, разочарование, переживание. Поэтому повествование в ней отличается чеканностью, даже резкостью и в то же время пластичностью, разнообразием способов перехода от одной грани рассказа к другой.

Различаются и типы речи в поэме. Спокойное, плавное авторское повествование в начале произведения — вслушаемся в его интонации:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь... —

и вот быстрая, прерывистая, взволнованная речь юноши, насыщенная восклицаниями, вопросами, обращениями:

Что за нужда? ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, — я также мог бы жить!

Перебивы в строке разбивают её на равные половины («Что за нужда? ты жил, старик!») или же выделяют неравные части строки («Ты жил, — я также мог бы жить!»), придавая стиху разговорную гибкость.

Вся поэма написана двустишиями, то есть строками с парной рифмовкой, при этом все рифмы мужские — рифмуются ударные окончания строк. Стихи поэмы не образуют строфы, за исключением песни, которую, как грезится Мцыри, поёт рыбка.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: katerina510 (26.11.2017)
Просмотров: 110 | Теги: Мцыри
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar