Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

"Мцыри": описание и анализ поэмы из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Мцыри» — поэма М.Ю. Лермонтова. Авторизованная рукопись помечена 5 августа 1839 г. Напечатана в сборнике «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» (1840 г.).

В поэме использованы мотивы грузинской песни о юноше и тигре, легенды о богатыре, поверженном с небес, а также книги Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Поэтика «Мцыри» близка романтическим поэмам И.И. Козлова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, Д. Г. Байрона. Эпиграфом взята цитата из Ветхого Завета.

«Мцыри» — характерный пример лермонтовского романтизма. Все подчинено сквозному раскрытию одинокой, неприютной личности, воплощающей тоску и безграничное томление самого поэта. Это герой одной страсти. Характер Мцыри лишен обусловленности; психологические мотивировки почти не имеют значения. Он является зеркалом человеческого духа, потому герой лишен личного имени. Побочны и этнографические, исторические детали, служащие антуражем, окружающим образ Мцыри.

Лермонтов воссоздает антитезу двух культур — горской и христианской, восточной и европейской, показывая их несовместимость. Если мир «естественного» бытия связан в произведении со свободой и гордой стройностью жизни, то христианский осознается в качестве духовной неволи, плена. Поэма содержит единственное событие, опосредованное лирической исповедью героя, — его бунт против установившегося миропорядка и поиск свободы. Мцыри — преломление байронического типа. Идеальный мир поэта раскрывается и как стремление к действию, к поступку, и как абсолютное повеление космосом. Земной топос, реальность, поданные в рамках христианского смыслового ландшафта, отмечены для автора произведения злом. Гностические корни романтизма прорастают у Лермонтова пафосом тотального отрицания, бытийного нигилизма.

Бегство — поиск «милой души», обретение родного места и любви. Но он обречен на неудачу, ибо идеал найти невозможно. Рассказ Мцыри о тщетности исканий и о тождестве между жизнью и смертью отражает мысли Лермонтова, выраженные в лирике и в поэме «Демон». Мир не обладает ценностью, и потому одиночество превращается в наваждение, в рок. Гордость уединения становится единственной опорой. Воспоминания юноши Мцыри об отцовском доме — вариации романтического образа Эдема, утраченного навсегда. Лермонтов подчеркивает невосстановимость гармонии, абсолютность бесприютности. Противопоставление «туманной вышины» и «бездны» при изложении испытаний, каким подвергся исключительный герой, усиливает близость его к фигуре Демона. Сюжет Мцыри — не только достижение свободы, но и падение, отказ от высшего места ради индивидуальной воли. Философия личности в поэме противоречива, как противоречив идеал поэта, строящийся на неуравновешенности покоя и свободы. Это ведет к признанию власти над человеком неправедного фатума, а затем — к богоборчеству. Бегство из «тюрьмы» времени и бытия оборачивается для лермонтовского героя утратой горнего присутствия и гибелью. Поэт убежден в безблагодатности жизни. Символ круга, просматривающийся в истории исчезновения и возвращения Мцыри, выявляет обреченность тварного создания. Тогда закономерным итогом предстает готовность отказаться от рая и вечности, осуществить собственное творение. Очевидно углубление трагической безысходности авторского мировидения. Поэма сочетает в себе условность сюжета с эмоциональной риторикой героя, лирический монолог сплетается с притчевым началом, символика литературная — с мифологической праосновой смыслов. Разнородные части скрепляются благодаря тотальной субъективности Лермонтова.

Поэма привлекала многих художников и композиторов: П.П. Кончаловского, Л.О. Пастернака, М.Н. Орлову-Мочалову, Ф.Д. Константинова; А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, А.С. Аренского, М.А. Балакирева и др.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2025