Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

В категории материалов: 40
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Первая комедия Островского, получившая признание, очень тесно связана с гоголевской традицией. В «Банкроте» драматург, следуя призыву Гоголя, вытащил на сцену «наших плутов, наших чудаков», чтобы казнить их смехом. Здесь, как и в «Ревизоре», нет ни одного положительного лица. Все герои в большей или меньшей степени мошенники. Но, вглядываясь в народную жизнь, Островский стремится найти в ней и светлые стороны. В следующих словах драматурга выражено его творческое кредо:


Для того чтобы уяснить роль А. Н. Островского как создателя русского национального театра, необходимо сначала познакомиться с обстоятельствами, в которых возникает драматургия Островского, узнать, каким был в то время русский театр и какие задачи стояли перед ним.


1. Периоды и характеристика творчества Островского А.Н.

2. Своеобразие творчества Островского А.Н.

3. Пьеса "Свои люди - сочтемся!"

4. Пьеса "Гроза"

5. Пьеса "Бесприданница"


Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции. Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и дивиться ей вот уж полвека, — и горожане, для которых красота мира — «нешто», а поэтический мечтатель — чудак, «анти́к».


Летом 1859 года, исполняя замысел создать цикл пьес «Ночи на Волге», возникший во время «Литературной экспедиции» 1856—1857 годов, Островский вспоминает о двух своих волжских поездках, обращается и к дневниковым записям. Приволжские городки, дома с глухими заборами и воротами, лавочки под окнами, томительно-прекрасные вечера на высоком берегу, могучая река, заволжские дали, разлитая в воздухе любовь — и тёмные фигуры приземистых купцов и купчих, странные, «не от мира сего», мечтатели, зловещие старухи — многое оживает в памяти драматурга.


Литературная жизнь России всколыхнулась, когда вошли в неё первые пьесы Островского: сперва в чтении, затем в журнальных публикациях и, наконец, со сцены. Пожалуй, наибольшее по объёму и глубочайшее по оценкам критическое наследие, посвящённое его драматургии, оставили Ап.А. Григорьев, друг и почитатель творчества писателя, и Н.А. Добролюбов. Статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» о драме «Гроза» стала общеизвестной, хрестоматийной.


Кто же герои пьес Островского? Где и когда происходит их действие? Какими конфликтами это действие движется?


В Москве, на Театральной площади, у входа в Малый театр на невысоком гранитном пьедестале — бронзовая фигура грузного человека. Наклонив тяжёлую голову, так что окладистая борода лежит на меховом вороте длиннополой одежды, в раздумье смотрит он скорее в себя, чем на входящих в театр. Малый — это его театр, театр Островского.


Пьеса называется «Гроза», а не «Катерина Кабанова». Удушливая атмосфера вот-вот должна разрядиться освежающей грозой, и гроза становится в пьесе многозначным символом перемен. Именно от этой «грозы» бежит муж Катерины Тихон, хоть на несколько дней вырывающийся из Калинова. После его отъезда Катерина впервые получает (вместе с ключом от калитки в сад) возможность встретиться с давно приглянувшимся ей Борисом.


В 1846-1849 гг. Островский напряженно работает над созданием большой комедии, название которой менялось в ходе творческого процесса: «Несостоятельный должник» - «Банкрот» - «Свои люди - сочтемся!». Но толчком к интенсивной работе в драматическом роде был успех первого опыта - «Картины семейного счастья», прочитанной 14 февраля 1847 г. перед очень компетентными ценителями на квартире профессора Шевырева.


1-10 11-20 21-30 31-40