Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Творчество Островского А.Н. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Периоды и характеристика творчества Островского А.Н.

2. Своеобразие творчества Островского А.Н.

3. Пьеса "Свои люди - сочтемся!"

4. Пьеса "Гроза"

5. Пьеса "Бесприданница"

1. Периоды и характеристика творчества Островского А.Н.

Александр Николаевич Островский (1823—1886) является одним из величайших драматургов второй половины XIX в. Его перу принадлежит 54 пьесы, каждая из которых отразила многогранность его таланта. Творческий путь Островского можно охарактеризовать следующим образом:

      первый период (1847—1860), имеющий следующие характеристики:

•        использование гоголевских традиций;

•        овладение передовой эстетикой своего времени;

•        расширение тематики и усиление социальной остроты пьесы, как, например, в пьесах "Воспитанница" (1858), "Праздничный сон — до обеда" (1857), "Не сошлись характерами" (1858), "Гроза" (1856);

•        создание пьес "Свои люди — сочтемся!", "Бедная невеста", "Не в свои сани не садись", комедии "Бедность не порок", драмы "Не так живи, как хочется";

      второй период (1860-1875), имеющий следующие характеристики:

•        обращение к традициям исторической драматургии А. С. Пушкина, повышенный интерес к прошлому страны;

•        убежденность в важности литературного освещения истории, так как это помогает лучше осмыслить настоящее;

•        раскрытие духовного величия русского народа, его патриотизма, подвижничества;

•        создание исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1862), "Воевода" (1865), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1867), "Тушино" (1867), "Василиса Мелентьева" (1868);

•        использование новых образов и мотивов, которые отражали и новые общественные отношения в стране, и суть мировоззрения самого автора;

•        разработка жанра хроники и стихотворной трагедии;

•        продолжение традиций Пушкина и Гоголя по разработке темы маленького человека в таких пьесах, как "Шутники" (1864), "Пучина", "Трудовой хлеб";

•        разработка жанра сатирической комедии, отразившей русскую жизнь в период буржуазных реформ через разработку мотива противопоставления "волков" и "овец", т. е. персонажей — дельцов, хищников и их обездоленных жертв, в таких пьесах, как "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Бешеные деньги" (1869), "Лес" (1870), "Снегурочка" (1873) и в комедии "Волки и овцы" (1875), созданной в третий период творчества автора;

        третий период (конец 70-х — начало 80-х гг. XIX века), имеющий следующие характеристики:

•        продолжение разработки намеченных на предыдущих этапах тем и мотивов: сатиры на русскую буржуазную действительность, темы маленького человека;

•        углубление психологизма в исследовании и раскрытии характеров и в анализе среды, окружающей героев пьес Островского;

•        создание основ чеховской драматургии в таких пьесах, как "Бесприданница", "Невольницы", "Светит, да не греет", "Не от мира сего".

2. Своеобразие творчества Островского А.Н.

Своеобразие и важность творчества Островского заключаются в следующем:

      новаторство в тематике, жанрах, литературном стиле и образах пьес;

      историчность: события и сюжеты его пьес охватывают огромный исторический период развития России от Ивана Грозного до второй половины XIX в.;

      бытовая наполненность, погруженность сюжета в семейные, частные отношения, так как именно в них проявляются все пороки общества, и через раскрытие сути этих семейных отношений автор раскрывает и общие человеческие пороки;

      раскрытие конфликта двух "партий": старших и молодых, богатых и бедных, своевольных и покорных и т. п., и этот конфликт является одним из центральных в драматургии Островского;

      органическая связь драматизма и эпического начала;

      широкое использование традиций фольклора, сказок как в названиях ("Не все коту масленица", "Не в свои сани не садись", "Правда хорошо, а счастье лучше"), так и в сюжетах ("Снегурочка"), и пословица зачастую определяет не только название, но и весь замысел и идеи пьесы;

      использование "говорящих" имен и фамилий героев, часто продиктованное фольклорными образами и литературными традициями предшествующих авторов (Тигрий Львович Лютов из пьесы "Не было ни гроша, да вдруг алтын");

      индивидуализированность, сочность и яркость языка героев и самих пьес.

Творчество Островского и разрабатываемые им драматические традиции оказали сильнейшее влияние на последующие поколения драматургов и литераторов XIX и XX вв., и в частности на таких авторов, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А И. Южин-Сумбатов, В.И. Немирович-Данченко, Е.П. Карпов, А.М. Горький, А.С. Неверов, Б.С. Ромашов, Б.А. Лавренев, Н.Ф. Погодин, Л.М. Леонов и др.

3. Пьеса "Свои люди - сочтемся!"

Пьеса "Свои люди — сочтемся!", написанная в первый период творчества Островского, имеет следующие особенности:

      обличение деспотизма, самодурства и своекорыстия;

      ориентация на гоголевские традиции в литературе, что проявляется в выдвижении на первый план темы денег через описание имущественных отношений между героями с преобладанием у них жажды наживы;

      использование традиций "натуральной школы", что проявляется через разветвленное изображение быта купеческого сословия;

      в то же время отход от гоголевской поэтики исследования характера и принципов натуральной школы, что проявляется в следующем:

•        сосредоточение внимания не только на раскрытии психологии героя и описании его бытовой жизни, но и на исследовании и анализе особенностей окружающей его социальной среды;

•        появление персонажей, которые не имеют отношения к центральному конфликту, но способствуют яркому изображению купеческого быта;

•        отказ от глубокого рассмотрения фактов действительности, а стремление к их обобщению;

•        изменение сути и отношения к любовной интриге, которая подчинена главной теме — денежным отношениям выгоды, и ее возникновение у героев продиктовано материальным интересом;

      новизна композиции, суть которой заключается в развитии истории одного типа на разных этапах;

      новизна и своеобразие сюжета, который строится по принципу качелей, т. е. герои попеременно поднимаются и опускаются в своем положении;

      особая выразительность и индивидуализированность языка героев, который очень точно выражает комическое в данное пьесе.

4. Пьеса "Гроза"

Пьеса Островского "Гроза" — одна из самых интересных и популярных в русской драматургии. Пьеса основана на реальных впечатлениях Островского от поездки по Верхней Волге в 1856 г., в ней нашли свое выражение нравы купеческих слоев, обычаи патриархальной старины, красивейшие и богатейшие пейзажи природы Волги. Драматическое действие пьесы протекает в вымышленным городе Калинове, который, по замыслу автора, находится на берегу Волги. "Гроза" имеет следующие художественные особенности:

      органичное, мастерское использование картин волжского пейзажа, которые выполняют следующие важные художественные функции:

•        вносят яркие краски в описание места действия пьесы, помогая читателю как можно ярче и отчетливее понять ситуацию;

•        композиционно имеют большое значение, так как делают структуру пьесы законченной, цельной, начиная и завершая действие пьесы обрывистым берегом реки;

      сюжетное и композиционное своеобразие, которое заключается в следующем:

•        замедленность темпа действия вначале, что обусловлено развернутостью экспозиции пьесы, которая выполняет важнейшую авторскую задачу как можно более подробно познакомить читателя с теми обстоятельствами, бытом, нравами, характерами и условиями, в которых впоследствии будет разворачиваться действие;

•        введение в экспозицию нескольких "второстепенных" героев (Шапкин, Феклуша, Кудряш и др.), которые впоследствии будут играть важнейшую роль в развертывании конфликта пьесы;

•        своеобразие завязки пьесы, которое заключается в различных вариантах ее определения, и в то же время можно назвать завязку пьесы тройной, включающей в себя осуждающие слова Кулагина в начале 1-го акта, обусловливающие развитие социальной борьбы в пьесе, диалог Катерины с Варварой (седьмое действие) и последние слова Катерины во втором акте, которые окончательно определяют характер ее борьбы;

•        развитие в действии социальной и индивидуальной линии борьбы и двух параллельных любовных интриг (Катерина — Борис и Варвара - Кудряш);

•        наличие "внефабульных" эпизодов, например встреча Кабанихи с Феклушой, которые выполняют функцию завершения образа "темного царства";

•        развитие напряженности драматического действия в каждом новом акте;

•        кульминация в середине пьесы - в 4-м акте, связанная со сценой покаяния, и ее функцией является обострение конфликта героини со средой;

•        подлинная развязка в 5-м акте, где обе интриги получают свое завершение;

•        кольцевое построение пьесы: события 1-го и 5-го актов происходят в одном и том же месте;

      своеобразие, яркость и полнота образов пьесы Катерины, Кабанихи, Дикого, Бориса, каждый из которых имеет определенный цельный характер;

      использование приема противопоставления характеров (Кабаниха и Дикой и остальные персонажи), пейзажей 1-го и 4-го действий и др.;

      раскрытие трагедийных обстоятельств жизни образованного, наполненного духовно человека в обществе "темного царства";

      символизм названия пьесы, которое присутствует в пьесе и как явление природы, и как некий символ, выражающий идею всего произведения, и здесь идет перекличка с грибоедовским "Горем от ума", лермонтовским "Героем нашего времени", и как имеющее переносное значение, олицетворяя грозу, бушующую в душе Катерины.

5. Пьеса "Бесприданница"

Пьеса "Бесприданница" (1878) является сороковым произведением Островского и открывает новый — третий этап в его творчестве. Пьеса имеет следующие художественные особенности:

      перекликается с "Грозой" по следующим пунктам:

•        место действия — маленькие города на берегу Волги;

•        основная тема и основная характеристика жителей — денежные мотивы, выгода;

•        обе главные героини не соответствуют тому миру, в котором живут, они выше его и вступают в конфликт с этим миром, и в этом их трагедия, одинаков и конец обеих героинь - смерть, освобождающая их от пороков и несправедливости окружающего мира;

      имеет существенные отличия от "Грозы", которые заключаются в изменении социального положения, нравов и характеров героев, которые теперь являются современными образованными промышленниками, а не невежественными купцами, интересуются искусством, активны, амбициозны, стремятся к развитию, но тем не менее имеют свои, пусть иные, но тоже пороки;

      имеет связь со "Снегурочкой", которая выражается в характерах обеих главных героинь — Ларисы Огудаловой и Снегурочки, влекомых любовью к натуре с сильной волей и с такими же сильными страстями, и эта любовь является причиной смерти обеих героинь;

      является в жанровом отношении социально-психологической драмой;

      приемы, разрабатываемые Островским в данной пьесе, оказали влияние на творчество А. П. Чехова, и среди тих приемов можно назвать следующие:

•        развитие таких мотивов, как пистолет, который ранее был повешен на стене, обед, в течение которого решаются судьбы героев;

•        глубинный анализ человеческой души;

•        объективная оценка и характеристика героев;

•        символика образов;

•        раскрытие неустройства жизни в целом.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9359