Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Москва Островского. Жизнь Островского в Москве

  • Статья
  • Еще по теме

В Москве родились многие великие русские писатели: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Достоевский — этот ряд замечательных имен, прославивших русскую литературу, можно продолжать и продолжать. Еще больше произведений связано с Москвой: это и фамусовская Москва из комедии «Горе от ума», в Москву приезжает «на ярмарку невест» пушкинская Татьяна, здесь разворачиваются события, связанные с нашествием Наполеона в романе «Война и мир»... Но, пожалуй, никто другой, как Островский, не связан с Москвой такой глубокой, неразрывной связью. Он открыл для русского читателя и зрителя самую самобытную, неповторимую сторону московской жизни XIX века — Москву купеческую. Недаром за ним закрепилось имя «Колумб Замоскворечья». Из 47 оригинальных пьес Островского 29 целиком посвящены Москве, но сцены, связанные с российской столицей, есть и в других его пьесах. «Коренной житель Москвы», Островский как никто знал самые интересные, самые потаенные уголки родного города. В его пьесах — вся география старой Москвы с ее улочками и садами, купеческими дворами и древними монастырями, торговыми рядами и памятными историческими местами.

Это неудивительно: ведь вся жизнь Островского связана с Москвой. Здесь он родился, получил образование, служил, здесь он начал писать, здесь находится театр, неразрывно связанный с именем Островского — знаменитый Малый театр. Родился Александр Николаевич Островский 31 марта 1823 года в старинном купеческом районе Москвы близ Малой Ордынки. Потом его семья жила в Монетчиках, недалеко от Пятницкой, а в 1834 году отец писателя купил два дома по Житной улице. Все эти адреса находятся в одном районе — Замоскворечье, где исстари селились купцы. Первые сознательные впечатления и наблюдения будущего драматурга связаны именно с этим районом, где он рос, учился в Первой московской гимназии, которую в 1840 году с отличием окончил, что давало право поступления в университет без вступительных экзаменов. Что окружало впечатлительного мальчика, какие воспоминания помогли ему потом создать неповторимый образ российской столицы в своем творчестве? Какова же была Москва Островского?

Жизнь старинного купеческого района, казалось, протекала по раз и навсегда установленному укладу. Ведь купцы стали здесь, на правом берегу Москвы-реки, напротив Кремля, селиться еще с XVII века. Огромные кварталы были заняты мещанскими и купеческими домами, а жизнь была размеренной, патриархальной, замкнутой. Вдоль улиц тянулись деревянные высокие заборы, утыканные гвоздями, чтобы не могли пролезть воры, а ворота постоянно держались на запоре. В глубине закрытых дворов лаяли сторожевые псы. На улицах и днем было пустынно, окна домов закрыты, занавески спущены. Почти такую же картину мы видим в начале пьесы «Гроза», хотя действие ее протекает не в Москве. Но купеческая жизнь повсюду была одинакова.

За воротами купеческих домов тоже все было тихо и однообразно: чисто выметенный двор, большой сад с обязательными пионами, бархатцами и анютиными глазками, яблонями, кустами смородины и крыжовника. В домах тоже царила необыкновенная чистота, мебель стояла тяжелая, красного дерева, а в красном углу обязательно иконы. На стене висели часы с боем, а на окошке стояла клетка с канарейкой. Вечерами в жилых комнатах света не жгли, лишь в угловой комнате тускло светилась лампада.

Правда, нравы и уклад семьи самого Островского были несколько иными. Отец писателя Николай Федорович, окончивший Московскую духовную академию, был человеком образованным, следил за литературой, выписывал журналы, покупал книжные новинки и составил прекрасную библиотеку. После смерти матери писателя Любови Ивановны его отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин и вскоре был произведен в коллежские асессоры, получив звание потомственного дворянина. Эмилия Андреевна много внимания уделяла воспитанию пасынков Николая и Михаила, следила за их внешним обликом, манерами, приглашала учителей музыки и иностранных языков. Именно благодаря ей Александр Николаевич изучил французский и немецкий языки, очень хорошо играл на фортепьяно, недурно пел и отлично танцевал. Как все это непохоже на патриархальный купеческий уклад!

Но с купеческой жизнью Москвы Островский сталкивался постоянно, даже когда семья переехала в богатый двухэтажный дом близ Яузы. Эта часть Москвы во многом напоминала Замоскворечье, здесь тоже селились купцы. Служа стряпчим в коммерческом суде, отец писателя приобрел обширную клиентуру среди купцов, которых часто принимал у себя в доме, особенно тогда, когда, уйдя по состоянию здоровья со службы, он занялся частной адвокатурой.

Будущий писатель сначала пошел по стопам отца: он поступил на юридический факультет университета, но, не окончив его, по настоянию отца определился на службу в Московский совестный суд на Воскресенской площади в центре Москвы, а затем перешел в коммерческий суд, который помещался неподалеку — на Моховой улице. Сама служба не очень привлекала будущего писателя, но зато давала великолепный материал для творчества. Здесь, говоря словами самого драматурга, для него было что ни дело, то комедия. Десятки, сотни купеческих тяжб прошли перед ним. Именно в те годы Островский начал писать: сначала это были очерки из жизни Москвы, которая ежедневно разворачивалась перед ним: «Очерки Замоскворечья», сцены из купеческого быта. Поверив в свое призвание, молодой писатель, окрыленный первыми успехами, пренебрег карьерой и все больше времени стал отдавать литературе. Так появилась его первая комедия «Свои люди — сочтемся», завершенная в 1849 году. Первоначально она называлась «Банкрот». Примечательно, что недалеко от яузского дома Островских помещались три крупных учреждения для рассмотрения дел о банкротстве. Из «ямы» — долговой тюрьмы, которая находилась у Воскресенских ворот, — для объяснений, допросов, очных ставок банкротов приводили в дом к отцу Островского, поскольку он был председателем комиссии, занимавшейся этими делами. Так что материал для творчества Островский брал прямо из жизни.

Так было и в дальнейшем его творчестве, когда место действия пьес драматурга расширилось и охватило всю Россию Но сердце для писателя навсегда оставалось в Москве. Для писателя этот город — родной дом, где родился он сам, где родились его дети, где стоит тот театр, который получил название «Дом Островского». И мы, читая произведения писателя, смотрим на его любимый город глазами Островского, навсегда запечатлевшего ее неповторимый облик.
 

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. - М.: "Экзамен", 2009

Понравился материал?
28
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13386