Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Биография и творчество Островского Александра Николаевича

  • Статья
  • Еще по теме

Островский родился 31 марта 1823 г. в Москве, в районе Замоскворечья, на Малой Ордынке. Деревянный двухэтажный дом, где родился и провел первые три года своей жизни будущий драматург, сохранился, сейчас здесь находится музей А.Н. Островского.

Оба деда Островского и по отцу и по матери были церковнослужителями. Отец его Николай Федорович закончил Костромскую семинарию и Московскую духовную академию, но от церковной карьеры отказался, став преуспевающим чиновником и адвокатом. Он был образованным человеком, имел очень хорошую библиотеку. В 1839 г. он получил дворянство. Мать драматурга Любовь Ивановна, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда ее старшему сыну Александру не было и девяти лет. Спустя несколько лет отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин из обрусевшего шведского дворянского рода. Мачеха, сама игравшая на фортепьяно и знавшая немецкий и французский языки, большое внимание уделяла обучению детей музыке, иностранным языкам и воспитанию светских манер.

В Замоскворечье, где родился Островский, жили купцы, они стали основными персонажами его пьес. Островский первым описал эту «страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников неописанную» («Записки замоскворецкого жителя»). О нравах обитателей Замоскворечья Островский напишет в «Записках замоскворецкого жителя». Будущий драматург жил в районе Москвы, где в театры не ездили. «Разве только на святки и на масленице». Зато исправно посещали церковные службы. 

В 1835 г. Островский поступил в Московскую губернскую гимназию, которая находилась на Волхонке. После успешного окончания гимназии Островский в 1840 г. поступил на юридический факультет Московского университета, где проучился три года. Увлечение театром и литературным творчеством помешало закончить учебу. Будущий драматург был похож на своего отца и тоже выбрал собственный путь в жизни.

По настоянию отца Островский в 1843 г. начал службу в Совестном суде, учрежденном еще Екатериной II, где разрешались гражданские иски по разделу имущества, дела малолетних и т.п. В 1845 г. Островский перевелся в Московский коммерческий суд, где разбирались в основном дела о банкротствах. Здесь он прослужил до 1851 г. и хорошо узнал темные стороны деловой жизни купечества.

В 1846 г. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной (ее фамилия осталась неизвестной) и вопреки воле отца вступил с ней в гражданский брак. По воспоминаниям современников, Агафья Ивановна, обладая приятным голосом, была страстной любительницей русской народной песни. Несомненная заслуга этой скромной женщины в том, что она создала драматургу хорошие условия для спокойной плодотворной творческой работы. С Агафьей Ивановной он проживет восемнадцать лет. У них родилось четверо детей, однако все дети, рожденные в этом браке, умирали, лишь один сын ненадолго пережил мать, которая умерла в 1867 г. Еще при жизни Агафьи Ивановны Островский увлекся молодой актрисой Малого театра Марьей Васильевной Бахметьевой. После смерти Агафьи Ивановны она стала его венчанной женой. От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.

Литературная деятельность Островского началась в 1847 г. С 1847 по 1849 год он работает над комедией «Свои люди – сочтемся!» (первоначальное заглавие «Банкрот»). С этой пьесой познакомился Н.В. Гоголь, отметивший «большой талант автора». Комедия «Свои люди – сочтемся!» была напечатана в журнале «Москвитянин», но цензура запретила ее постановку на театральной сцене.

В 1850-е годы Островский входит в состав «молодой редакции» славянофильского журнала «Москвитянин», который издавал известный историк М.П. Погодин. В эти годы он создает такие пьесы, как «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись» (первая комедия Островского, которая была поставлена на сцене), «Бедность не порок», «Не так живи как хочется», «В чужом пиру похмелье». В новых пьесах Островский рисует положительные образы купцов.

Весной 1856 г. Морское министерство России организовало специальную экспедицию из «молодых даровитых литераторов» для изучения образа жизни, быта, нравов, обычаев жителей Поволжья. В работе экспедиции принял участие и Островский. Материалы, собранные драматургом, легли в основу его драмы «Гроза» и других пьес.

После «Грозы» имя Островского получает мировое признание. Переводить и ставить его пьесы начали еще в 1850-е годы в Германии, а затем и в других странах Европы. Сам драматург говорил о том, что только «истинно народные» произведения представляют интерес за рубежом: «…такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а наконец, и для всего света».

В 1856 г., после смерти царя Николая I, в стране наступила «оттепель», по меткому слову поэта Ф.И. Тютчева. Островский начинает сотрудничать с «Современником», самым передовым журналом того времени. Он сближается с Н.А. Некрасовым, который был редактором «Современника», Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Д.В. Григоровичем и другими известными литераторами.

В 1860-е годы драматург создает исторические пьесы «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино» и другие. Сюжеты для этих пьес он берет из русской истории ХVII и ХVIII веков. Особенно его интересовало Смутное время.

В начале 1870-х годов Островский вновь обращается к современности, пишет такие пьесы, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и другие.

В 1874 г. было создано Общество русских драматических писателей. Островский был избран его председателем. В 1886 г. его назначают заведующим репертуарной частью московских императорских театров.

В 1886 г. тяжело больной Островский уезжает в свое имение Щелыково, расположенное недалеко от Костромы. Здесь он скончался 2 июня 1886 г. за работой в своем кабинете. 5 июня он был похоронен в селе Бережки недалеко от Щелыкова.

Драматург написал 54 оригинальные пьесы (из них семь пьес он написал в сотрудничестве с другими авторами), перевел с иностранных языков 22 пьесы. Островский – создатель русского национального театра. Первым об этом заявил его современник писатель И.А. Гончаров в 1882 г. в связи с 35-летним юбилеем литературной деятельности драматурга.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 891