Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Смысл названия пьесы "Гроза", трагическое и жизнеутверждающее в пьесе

  • Статья
  • Еще по теме

Вспомним строки народной песни на стихи А. Ф. Мерзлякова, открывающей пьесу:

Где ж сердцем отдохнуть могу,

Когда гроза взойдёт?

Друг нежный спит в сырой земле,

На помощь не придет!

(А. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...»)

Уже в первой сцене пьесы гроза заявляет о себе строчками песни, отдалёнными громовыми раскатами. Отступив на время, она мощно разразится в 4-м действии.

Прежде всего гроза в драме Островского вполне конкретное природное явление, торжество стихий природы над широкими просторами Волги. Но отношение к грозе — одна из важнейших черт, характеризующих мышление героев пьесы. Об этом ярко свидетельствуют явления 2 и 4 действия 4. Для механика Кулигина гроза — благодать, свидетельство премудрости природы, а также доказательство мудрости и силы человека. Кулигин счастлив, зная, что ум человеческий способен «громам повелевать». Для калиновцев гроза — Божье наказание, напоминание о ничтожности и греховности человека. Их пугает в природе, как и в жизни людей, всё необычное, масштабное, непредсказуемое. Им бы хотелось, чтобы и в природе всё было «прохладно и благочинно». Буйство грозы напоминает нам, что без катастроф и бурь не может идти ни природная, ни социальная жизнь. Благочинный застой противоречит законам бытия.

Задавшись вопросом, какое отношение к грозе свойственно главной героине пьесы, мы убедимся, что она точно не «луч света», невесть откуда ворвавшийся в Калинов. Катерина — плоть от плоти «тёмного царства», она разделяет страх грозы, чувствует его сильнее, чем другие жители Калинова. Именно в Катерине раскрывается нам, что верования калиновцев не пустые суеверия, порождённые невежеством, а глубокие мировоззренческие основания, связанные с языческой и христианской культурой. Их не так-то легко победить просветительскими громоотводами. Но, боясь грозы, как Божьего гнева, Катерина сама в чём-то соприродна ей. Сила и размах её душевных порывов не укладываются в рамки калиновского благочиния. Долго собирались в её душе грозовые тучи, но наконец страсть грозой грянула в сердце, и Катерина сама стала воплощённой стихией, неудержимой, непредсказуемой и в любви, и в покаянии. Так мы приходим к образному пониманию грозы как стихии человеческих страстей, воплощённому в драме Островского.

Гроза — это и символ житейской невзгоды, обрушившейся на дом Кабановых, катастрофы, уничтожившей семью. Позор и смерть Катерины, бегство Варвары, беспробудное пьянство Тихона, его бунт против Кабанихи — всё это части одной картины, изображающей крах именитой купеческой семьи, уничтожение самой «породы» Кабановых.

Кто же виновен в этой катастрофе, кто вызвал эту бурю? Во-первых, разберёмся, что думают об этом сами герои пьесы.

Конечно, Кабаниха считает виновной во всём непутёвую молодёжь. Обратимся ещё раз к сцене покаяния Катерины. Как ведёт себя при этом Марфа Игнатьевна? Заметим, что она не мешает публичному признанию снохи, не прячется трусливо от людского суда, хоть всегда стремилась жить напоказ. Более того, именно Кабаниха выступает тем грозным судьёй, который так необходим Катерине для полноты покаяния. Ещё раз мы видим единство нравственных ориентиров двух героинь, которые кажутся «антиподами» на первый взгляд.

Какое чувство звучит в словах Кабановой: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»? Нетрудно заметить, что Кабанова торжествует. В разыгравшейся ситуации она видит подтверждение своей правоты: воля ведёт к греху и позору. Значит, её подозрительность и недоверие к снохе были оправданны, упрёки справедливы, наставления разумны. Значит, есть повод ещё больше ограничить свободу своих домашних, раз и навсегда отбить у них охоту жить по своей воле.

Права ли Кабаниха? Действительно ли воля стала причиной катастрофы? Всем ходом пьесы Островский убеждает нас, что всё как раз наоборот: не воля, а её отсутствие вызвало беду. Холодный непосильный гнёт, столкнувшись с горячими чувствами Катерины, породил грозу. «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы...» — даже Тихону открывается эта истина. Кабанова обречена. При всём уме и силе характера она не способна увидеть, как гибельна её «политика» для её же собственной семьи. Обучая своих детей постоянному притворству, требуя формального выполнения правил, а не искренних чувств, она создала семью, в которой каждый любит только себя, где нет взаимопомощи между братом и сестрой, где нет настоящего уважения к матери, где муж и жена неизбежно должны опостылеть друг другу. Будь семья Кабановых иной, будь Марфа Игнатьевна способна извлекать уроки для себя, а не поучать других, гроза, пронёсшаяся над их домом, могла бы стать благотворной. Об этом рассуждает Кулигин, уговаривая Тихона простить от души Катерину, напоминая, что и сам Тихон не без греха: «Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди — лучше всякой». Но измениться Кабанихе не дано. Домашним заточением она мечтает сломить Катерину, чтоб «не выдерживала характер», не смела больше противостоять свекрови. Но жестокие меры не восстанавливают мира и порядка ни в семье, ни в государстве. Усугубляя свою ошибку, Кабаниха сама ускоряет трагическую развязку, так до конца и не понимая, что со смертью Катерины рухнул её собственный мир.

Первые критики «Грозы» сошлись во мнении, что «Гроза», несмотря на трагический финал, вызывает светлое, отрадное впечатление. Светлое впечатление создаётся:

1)       пафосом протеста против «гнилой жизни», изображением «здоровой личности», не омертвевшей в «тёмном царстве» и способной, хотя бы ценой гибели, вырваться из него (Н. Добролюбов);

2)       умением драматурга широко и полно захватить поэзию народной жизни (А. Григорьев).

Можно заметить, что образ грозы в русской поэзии часто ассоциируется с обновлением мира, радостным предчувствием светлого дня (Ф. И. Тютчев. «Люблю грозу в начале мая...», А. С. Пушкин. «Туча» и т. д.). Разрушение семьи Кабановых также может восприниматься как отрадное явление, ведь мы убедились, что это ненормальный мир. Недаром в кабановском доме нет детей — это обречённое, выморочное семейство.

В заключение хотелось бы отметить главную особенность пьесы, благодаря которой она и сегодня остаётся живой и современной. В «Грозе» есть самодуры и жертвы, угнетатели и угнетённые, светлые личности и безобразники. Но в ней нет ни одного ничтожного, пошлого лица. Русский человек показан в ней значительным во всех своих проявлениях, хороших и дурных. В «русской трагедии» Островского, как в шекспировском Гамлете, герои и злодеи на равных демонстрируют одно: как велик Человек даже в своих страстях и заблуждениях, как достоин он внимания Небес: и Божьего гнева, и Божьего милосердия.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4161