Праведники Лескова ("антики") из цикла "Праведники"
Рассказы Лескова обращены к глубинам человеческой природы. Герои-праведники, о которых «сказывается» в цикле Лескова «Праведники» , редкостны и обычны одновременно. Алексашка Рыжов — однодум и уже этим уникален. Но исток его особости в факте, который достаточно обычен: он Библию читал и «до Христа дочитался». Результат чтения, с точки зрения обывателей города Солигалича, где герой служит квартальным, логичен, но отличается небывалостью. Рыжов лишается способности совершать «резонные поступки», т.е., например, брать взятки, когда к тому побуждают обстоятельства. Солдат Постников — герой рассказа «Человек на часах» — типичный «маленький человек». Знанием своего места, смирением, кротостью он напоминает и Акакия Акакиевича Башмачкина, героя Гоголя, и Макара Девушкина, героя Достоевского. В то же время герой Лескова исключителен в силу тех обычных «движений» сердца, которые совершаются в нем, когда, стоя на посту, на часах у Зимнего дворца, он слышит, как тонет человек на Неве близко к набережной, и не может (не должен) подать ему помощи. Примечательную характерность сообщает переживаниям героя та эпоха, в которую солдат осмеливается так чувствовать и иметь сердце, эпоха Николая I, когда солдат не считался вполне человеком и от него требовалась только одна добродетель — неукоснительное выполнение устава. Постников все-таки спас утопающего, за что был наказан «перед строем двумястами розог», чем остался очень «доволен», так как «ожидал гораздо худшего»: происшествие «трогательное» и «ужасное», а возможно только в России. Легендарный Левша — и левша, и косой, и родимое пятно у него на щеке, и самый искусный из тульских оружейных мастеров, подковавших «аглицкую» стальную блоху. Для «нимфозории» Левша выковал гвоздики, которыми были прибиты подковки. Работы его нельзя ни в какой «мелкоскоп» увидеть, сверхмелка и небывала. Такой уникум тем не менее в высшей степени обычен и типичен в своих стремлениях «домой» из обласкавшей его Англии, в попытках спасти отечество, предупредив «государя», что ружья нельзя кирпичом чистить, они стрелять не смогут. Герой последнего из рассказов «праведнического» цикла, именуемый «Шерамуром», «чрева ради юродивым», «героем брюха», имеет, как рыцарь, девиз — «жрать», идеал — «кормить других». Но исключительной в нем автором-рассказчиком признана только одна черта: он «без сравнения сердечнее» многих. В ряду существующих типологий героев русской классики персонажи праведнического цикла Лескова, конечно, могут обрести свой ряд и свое место. Например, Голован («Несмертельный Голован», 1880) в устах молвящих о нем, — несомненный «сверхчеловек». Образ Ивана Северьяновича Флягина («Очарованный странник») — одно из воплощений типа «русского скитальца». Однако по сей день самым точным и образным остается определение, данное самим Лесковым своим героям, — «антики». В. И. Даль находит в слове «антик» значения старины, древности, «времен греческих и римских»; эпитет «античный» относит особенно к предметам художественным; собирающий древности назывался «антикварий», «старинщик». В игре обычных и исключительных качеств лесковских героев становится очевидной их «антикварная» художественная ценность: праведники — редкие люди, в которых сохранен образ Божий. Антиком является, в частности, и герой рассказа «Пигмей» (1876). Мелкий полицейский чиновник, распоряжавшийся «исполнением телесных публичных наказаний», вдруг пожалел приговоренного к каре молодого, страшно плачущего, как оказалось невиновного, француза. Праведник рисковал головой, благополучием своих детей, но, не отступая, спасал беднягу-француза потому, что не мог не спасать. Расспрашивал его, так как «в ухо вдруг что-то шептать начало: “расспроси его”», «задумал измену», потому что «начало орудовать какое-то вдохновение», очень страшился, но совершал поступки по освобождению осужденного, ибо знал: «это Богу угодно». «Пигмей», посягнувший на то, чтобы стать героем, много лет спустя вышел в отставку, посетил воды и нашел там «своего» француза очень разбогатевшим, почтенным, милостивым человеком. По обстоятельствам спасенный наделил спасителя франком «Христа ради». Праведник, приняв дар, «сладко-пресладко плакал» и объяснял свои слезы, цитируя старинные стихи: Почувствовать добра приятство Такое есть души богатство, Какого Крез не собирал. Как «пигмею», так и каждому из праведников Лескова не надо узнавать, где добро и где правда. Они — праведники и не могут не обнаружить действия этих сил в себе, как не могут не служить добру и правде. Николай Фермор («Инженеры-бессребреники», 1887) умер, когда понял, что в России честно жить невозможно; эконом А. П. Бобров — один из «иноков кадетского монастыря» («Кадетский монастырь», 1880) — умел любить своих воспитанников любовью «простой» и «настоящей»; Голован («Несмертельный Голован») праведен потому, что ни через кого никогда не переступал. «Простая святость» лесковских праведников противопоставлена подвижничеству известных христианских святых: они живут и умирают в миру, что несравненно труднее. Их повседневная жизнь являет собой присутствие добра, а значит, и Бога в мире. В наименовании своих героев — праведники — Лесков актуализировал смыслы, заключенные не в слове «истина», а в плохо переводимом на другие языки слове «правда». В русской религиозной философии эти смыслы отражаются в таких понятиях, как «религиозное чувство жизни», «живая истина», «жизненно-интуитивное постижение бытия», «понимание»... Сложное религиозно-философское содержание не формулируется, а рассказывается в произведениях Лескова, не существует отдельно от поэтики цикла. Писатель подчеркнул это и в структуре второго тома прижизненного собрания сочинений, где впервые был опубликован цикл «Праведники». Здесь циклу предшествовало предисловие, первоначально носившее название «От автора к читателю», и в нем были обозначены мотивы лесковского поиска праведников. В предисловии повествуется о том, что один русский писатель (Н. С. Лесков) присутствовал «при смерти» другого (А. Ф. Писемского). «Кончина» последнего наступила уже в восьмой раз. Причина: цензура убивала, резала его новую пьесу. Средств спасти сочинителя, у которого «душа уязвлена и все кишки попутались в утробе», литературный товарищ не находил. Ущерб «авторскому здоровью» казался невосполнимым, тем более что умирающий ничего, кроме «дряни», не видел ни в своей душе, ни в душе любого русского человека. Поиск праведных возникает из страха, что «целой земле» не устоять «с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель» (собр. соч. — 12; И, 4). Художественный глаз Лескова нацелен усмотреть в душе героя, а равно и найти в душе читателя опору для «стояния земли». В последнем рассказе цикла — «Шерамур» (1879) — писатель намеренно демонстрирует, как он создает текст, опирающийся на врачующие душу функции рассказывания. Они видны в восклицаниях слушающего историю Шерамура: «— Валяйте, валяйте, — говорю, — разве можно на таком интересном месте останавливаться: сказывайте, что такое было?». Или: «Он сказал это с таким облегченным сердцем, что даже мне легко стало. Я чувствовал, что здесь — период; что здесь замысловатая история Шерамура распадается, и можно отдохнуть». В конце текста, настоятельно побуждая читателя подумать, почему странный герой попал в праведники и зачем о нем рассказано, автор опирается на законы работы памяти. Обращаясь от концовки к началу, читатель должен вспомнить историю Шерамура в целом и сердцем понять, в чем его праведность. «Преоригинальная фигура» Шерамура возникает из описания его полудетских плеч, малого роста, черной бороды «значительной величины», черных ярких глаз, «которые горят диким, как бы голодным огнем». В Париже, где встречает рассказчик героя, он один как перст, ему негде преклонить головы, нечего есть, он не годен ни к какому делу, память у него «глупая», в работе нет сноровки... При этом Шерамур честен, чист, прямодушен. Рассказывает о «чрева ради юродивом» в начале «литературный Nemo» (Никто), потом автор-рассказчик по «личным наблюдениям», в конце — «человек из будущего», которому свойственны не рефлексия «прежних» людей, а сила и «живучесть». Все рассказчики не только интересуются героем, помнят о нем, но и занимаются им. За бородой Черномора, волчьим воем, которому мастерски умел подражать герой, соприкасающиеся с ним видят его «лицо». Шерамур близок каждому и своей человеческой малостью, и своей божественной избранностью: в стремлении накормить другого как себя он неостановим. «Божественная малость» Шерамура врачует душу рассказывающих и читающих о нем ясным пониманием того, что в душах каждого из них тоже живет не только «одна дрянь». Произведения Лескова заключают в себе страстную попытку еще одного русского писателя (вслед за Н. В. Гоголем, Ф. М.Достоевским, Л. Н. Толстым) обнаружить, что «замысел Бога о мире — замысел художественный» (С. Л. Франк). Другими словами, найти в творчестве религиозный смысл, преследуя прежде всего художественные цели. Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3110
| |