Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лесков Н.С.

Сказы Лескова. Язык произведений Лескова

  • Статья
  • Еще по теме

В русской литературе Николай Семёнович Лесков — своеобразный, неповторимый мастер. В чём же эта драгоценная для нашей словесности особенность, в чём своеобычие лесковской прозы — такое, что, однажды прочтя или услышав, ни с чьей не спутаешь? Все мы знаем его «Левшу» — кто по мультфильму, кто по спектаклю, кто и по учебнику. Называется это замечательное повествование замысловато: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Вот в этом-то названии, а также в самом тексте, можно различить намёк на ответ.

Сказ — особая литературная форма. Что говорит о сказе теория литературы, узнаем позже, а для ответа сейчас достаточно одного: сказ делает героем произведения его величество Язык. Не только образы людей, оказывается, могут создаваться в литературном произведении, но и образ языка.

Николай Семёнович Лесков первым в нашей литературе смог в героях своих сказов в тяжёлые времена девятнадцатого столетия, предвещавшего уже бури и гибельные вихри века двадцатого, оживить былинных русских чудо-богатырей, с виду, может, и неприметных, не таких, как Илья Муромец — косая сажень в плечах, и конь по самые бабки в землю под ним уходит, — а таких, перед которыми ни одно дело не устоит: на всё способны, всё могут — и блоху даже подковать. О них и сказ.

Художественный язык Лескова совершенно своеобразен. В тех произведениях, которые мы предлагаем вам прочитать, — «Левше» и «Запечатленном ангеле», «Тупейном художнике» и «Очарованном страннике» — писатель, чтобы рассказать историю, выбирает особого повествователя. Рассказывает не сам автор, а созданный им условный автор-рассказчик. Для чего это делается? Автор наделяет своего рассказчика, которому передаёт слово, его собственным (отличным от авторского) кругозором, жизненным опытом, взглядом на мир. И, конечно, его собственным языком, тем, который звучит естественно именно в устах рассказчика, созданного автором. Этот язык, как мы уже говорили, не только создаёт особый мир, но и сам становится предметом художественного изображения — его «героем», его настоящим «персонажем». Он живёт своей жизнью, отличной от жизни обычного языка, в нём появляются такие слова, которых в общем языке нет, — выразительные, смешные, трогательные, иногда и страшные (вспомните мелкоскоп и Аполлона полведерского, непромокабли и бюстры, а также удивления, приготовленные англичанами и пр.). Сказ — это повествование от лица персонажа-рассказчика, повествование, в котором язык служит не только средством, но и предметом изображения, повествование, в котором создаются не только образы героев, но и образ языка.

Самые известные сказы в русской литературе — сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка» 1839) Павла Петровича Бажова и сказы наших северных писателей первой половины прошлого века — архангелогородцев Б.В. Шергина и С.Г. Писахова.

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6734