Творчество Лескова в контексте времени
Судьба Лескова в литературе оказалась очень непростой. Творчество этого самобытного русского писателя, знатока народной жизни, отдавшего литературной работе 35 лет и оставившего богатое литературное наследство, надолго оказалось вычеркнуто из блестящего ряда русской классики XIX века. Лишь в последние десятилетия он постепенно стал занимать принадлежащее ему по праву место. А причиной тому явилась независимая позиция в литературно-общественной борьбе, которая особенно усилилась в период подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года. Затем уже в советском литературоведении Лесков попал «под подозрение» как автор «антинигилистических» романов, которые воспринимались как антидемократические и антиреволюционные. Какова же была первопричина того, что на столь долгое время за Лесковым закрепилась репутация «отступника», или в еще более резкой форме — «предателя»? Все началось в 1862 году — весьма знаменательном для России. Реформа прошла не совсем так, как ожидали многие. Последовавшие за ней события шокировали многих: революционерам-демократам не удалось «призвать Русь к топору», зато в Петербурге начались пожары. Жители были напуганы и обвиняли во всем ту самую молодежь, которая еще недавно с таким азартом проповедовала идеи нигилизма. Мы вполне можем представить себе этих молодых людей по роману Тургенева «Отцы и дети». Недаром Достоевский увидел в Базарове неоднозначное и опасное явление русской жизни, которое позднее показал в своем романе с красноречивым названием «Бесы». Лесков тоже выступил в те годы с «антинигилистическими» романами «Некуда» и «На ножах», но это было уже после того, как его обвинили в предательстве. Разберемся сначала, кого мог «предать» Лесков. Лесков вошел в русскую литературу в конце 1850-х — начале 1860-х годов как автор рассказов о народной жизни, которую он знал не понаслышке. Уже первые рассказы писателя — «Погасшее дело» и «Разбойник», написанные в 1862 году, «Язвительный», вышедший годом позже, — представляли то истинное лицо народа, которое хорошо было знакомо автору. В поездках по всей стране в качестве служащего частной коммерческой компании, служа в Орловской палате уголовного суда и Киевской казенной палате, Лесков убедился в том, что интересы крестьянина очень далеки от социальной и политической борьбы — их надеялись увидеть в народной среде революционеры-демократы. Вспомним, что даже Катерину из «Грозы» Островского с этих позиций стремились представить чуть ли ни борцом с «тёмным царством». Так почти сразу, несмотря на близость тематики, обозначились серьезные расхождения Лескова с этим кругом писателей и общественных деятелей. Совсем недолго он был членом Шахматного клуба, созданного по инициативе радикально настроенных литераторов, среди которых был и Н.Г. Чернышевский. Лесков не считал нужным скрывать свое несогласие и часто выражал его в достаточно резкой форме. Но все же эти разногласия до поры не выходили за рамки обычной для того времени полемики. Негодования обрушились на бывшего соратника, когда 30 мая 1862 года он опубликовал передовую статью о петербургских пожарах в газете «Северная пчела». Нам памятно это издание по его яростным нападкам на Пушкина, но тогда у руководства газетой стоял Булгарин, прославившийся своей консервативно-охранительной направленностью. Но в 1860 году она перешла в руки П.С. Усова и заняла либеральную позицию. Лесков, возглавивший отдел внутренней жизни России, помещал в «верхних столбцах» газеты передовые статьи. Приветствуя проводимые правительством реформы, Лесков был озабочен тем, чтобы крайние радикалы, сторонники революционных методов, не спровоцировали репрессии и не затормозили тем самым ход реформ. Но полемизируя с идеями «Современника», и прежде всего Чернышевского как самого яркого их выразителя, Лесков вел спор и с консервативной печатью — «Домашней беседой», «Днем», «Русским вестником». Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью, что сказалось и в оценке событий 1862 года. Именно статья Лескова о петербургских пожарах, опубликованная 30 мая 1862 года, стала причиной того шквала негодования, который обрушился на него со всех сторон и предопределил дальнейшую неприязнь, которую и много позже высказывали по отношению к Лескову представители революционно-демократической критики. В чем же состояла причина такого ожесточения? В это время появилось множество статьей в печати, которые прямо обвиняли революционную молодежь и называли ее поджигателями, другими словами — террористами. Общество было напутано появлением революционных прокламаций, призывавших к «революции, революции кровавой и неумолимой». Лесков откликнулся на эти события достаточно сдержанно. Очевидно, что он стремится избежать каких-либо однозначных выводов и оценок, но нам с позиции исторической дистанции вполне понятны его опасения. Слишком очевидно история XX века показала то, во что выливаются подобные призывы и какие беды они несут всему народу — неважно, сколь бы ни были благородны цели тех, кто призывает к такому разрушению. Но с позиции недавних близких Лескову людей — тех, кто был с ним вместе в Шахматном клубе, выступал в литературном творчестве в защиту русского крестьянства, — с точки зрения бывших соратников Лесков оказался «отступником». Его обвинили — ни много ни мало! — в печатном доносе, в натравливании полиции на студентов. Никакие оправдания Лескова в следующих статьях не помогали. Ситуация усугубилась после начала правительственных репрессий, направленных на революционно-демократические журналы и их лидеров. Летом 1862 года были приостановлены журналы «Современник» и «Русское слово», арестован Чернышевский. Вскоре Лесков в качестве корреспондента «Северной пчелы» уехал в Париж, но и там его не оставляло ощущение несправедливости обвинения. Правда, с тех пор крупных публикаций в «Северной пчеле» у Лескова уже не было, но ответом на все эти обвинения явилось его творчество. И теперь уже критика стала выискивать крамолу не в статьях писателя, а в его произведениях. За ним на многие годы закрепилась «дурная репутация». Позднее в революционно-демократической критике остракизму были подвергнуты не только «антинигилистические» романы «Некуда» и «На ножах», но и все другие произведения Лескова. Но время все расставило на свои места. Сейчас, после столь длительного периода неприятия и сознательного искажения творчества Лескова в советской критике, произведения этого самобытного писателя возвращаются к нам в своем истинном виде. Именно в художественном осмыслении волновавших русское общество проблем и выразилась взвешенная и тщательно продуманная позиция Лескова в вопросе о народе, социализме и революции. Его ответ оппонентам — это не только «антинигилистические» романы, но и все его творчество в целом. Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. - М.: "Экзамен", 2009 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3761
| |