Главная » Статьи » Литература 19 века |
В разделе материалов: 1170 Показано материалов: 1161-1170 |
Страницы: « 1 2 ... 115 116 117 |
Прежде чем начать разговор о тургеневском Базарове, необходимо определить два образа-понятия - "новый человек" и "нигилист", которые вошли в русское общественное сознание второй половины XIX века. Они возникли как реакция радикальной и консервативной интеллигенции на одно и то же явление социальной действительности: русское разночинство. |
Обратимся к "узловым" моментам анализа "Дворянского гнезда". Начать необходимо с того, что, несомненно, это был общественный, остро злободневный роман, в котором Тургенев вновь обращается к проблеме дворянства, его роли в сложный период жизни России. Смерть Николая I, поражение в Крымской войне, подъем крестьянского движения необыкновенно активизировали русское общество. |
Начало работы над поэмой относится к 1835 году. Из «Авторской исповеди» Гоголя, его писем, из воспоминаний современников известно, что сюжет этого произведения, так же как и сюжет «Ревизора», был подсказан ему Пушкиным. |
|
Все в поэме было новым и необычным. Читателя поражали многогранность образного материала, богатство юмористических и сатирических обличений: пространные описания трактира или помещичьего дома, портреты, пейзажи, жанровые картинки и мастерство детали; плавный эпический рассказ и сверкающий блеск остроумия; динамическое повествование о похождениях и портреты-шутки и портреты-маски. |
Впечатление от вышедшей книги Гоголя было поистине ошеломляющим. Вокруг нее сразу же разгорелись ожесточенные споры, ставшие одним из самых острых эпизодов идейной борьбы в русской литературе первой половины 40-х годов. По справедливому замечанию Белинского, эти «беспрерывные толки и споры» о «Мертвых душах» были вопросом столько же литературным, сколько и общественным, явились «столкновением старых начал с новыми», битвой «двух эпох». |
Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, хотя это название формально не соответствовало тогдашнему пониманию поэмы как жанра. Отличительным признаком поэмы Белинский считал, что она «охватывает жизнь в ее внешних моментах». Это определение соответствовало широко распространенному в русской литературе жанру героической поэмы-эпопеи. |
Качественно новый этап в осмыслении проблемы безумия в русской литературе первой половины XIX века связан с «Записками сумасшедшего» Н.В. Гоголя, входящими в состав его «петербургских повестей». Тема безумия — одна из центральных тем «Записок сумасшедшего». В отличие от предшественников, Гоголь подключил тему безумия к иному проблемному контексту, обусловленному историософской и социальной тематикой «петербургского цикла» (темы Петербурга, маленького человека, табели о рангах и др.). |
Образ Плюшкина — это дальнейшее логическое развитие образа Собакевича, это гиперболическое, больное выражение того же характера. Недаром же этот образ является у Гоголя сейчас же после Собакевича, как бы дополняя его, поясняя его смысл, показывая собакевичевскую душу под увеличительным стеклом микроскопа. В манерах и чертах Плюшкина легко узнаешь манеры и черты Собакевича, только продолженные и удлиненные. |
Как натура практическая, хладнокровная и рассудительная, Собакевич великолепно понимает, что нужно и полезно в его положении. Он трезвый реалист, стоит на почве фактов и ведет свою линию. Собакевич очень неглуп и толков хотя он и не читает книжек. Если при всем том Собакевич имеет нелепый, смешной вид, то объясняется это не его личными свойствами, а его положением: он очень умно и толково ведет свою линию, по линия-то его совершенно бессмысленна. |