Тема безумия в повести Гоголя "Записки сумасшедшего"
Качественно новый этап в осмыслении проблемы безумия в русской литературе первой половины XIX века связан с «Записками сумасшедшего» Н.В. Гоголя, входящими в состав его «петербургских повестей». Тема безумия — одна из центральных тем «Записок сумасшедшего». В отличие от предшественников, Гоголь подключил тему безумия к иному проблемному контексту, обусловленному историософской и социальной тематикой «петербургского цикла» (темы Петербурга, маленького человека, табели о рангах и др.). Традиционно в русской литературе образ Петербурга выступает в двух противоположных ипостасях: как город, олицетворяющий могущество человека, построенный: по замыслу Петра и воплотивший его волю, с одной стороны, с другой - как город, подавляющий своей мощью слабого человека, угнетающий его. По мысли В.Н. Топорова, в самой идее Петербурга есть «нечто изначально безумное», т.к. «здесь совершилось чудовищное насилие над природой и духом». Не случайно в XIX в. Петербург занимал первое место среди всех городов России в социальной статистике по числу душевнобольных и самоубийств. Неразрывно связан с темой безумия и гоголевский Петербург — как город, являющийся «средоточием бреда». Наряду с созданием Петербурга результатом деятельности Петра Великого стало введение табели о рангах, жестко регулирующей иерархическую структуру общества. В городе, созданном по воле великого человека - императора Петра, маленький человек с особой остротой должен был ощущать свое ничтожество и бессилие. Безумие в «Записках сумасшедшего» традиционно рассматривалось в социальном аспекте как отражение ненормального устройства общества России николаевской эпохи. Однако безумие интересовало Гоголя не только как социальная болезнь современного ему общества, в котором человек с легкостью превращается в «нуль», а степень ценности человеческой личности определяется социальным статусом («рангом»), но и как патологическое состояние психики, на что обратили внимание уже первые читатели повести. Так, В. Г. Белинский назвал «Записки сумасшедшего» «психической историей болезни, изложенной в поэтической форме», тем самым впервые отметив удивительную медицинскую точность, с какой автор изобразил процесс помешательства Поприщина. Эта точность является не просто важной особенностью реализации темы безумия в "Записках сумасшедшего", но новаторством Гоголя по сравнению с его предшественниками. В современном литературоведении распространено мнение о том, что в «Записках сумасшедшего» «клинически точно описано зарождение и развитие шизофренического бреда». На высокую степень медицинской достоверности в изображении безумия Поприщина обратил внимание лечащий врач Гоголя А.Тарасенков. Хотя на его вопрос, использовались ли при написании этой повести подлинные записки душевнобольных или наблюдения над ними, писатель ответил отрицательно, тем не менее, известно, что Гоголь не был безразличен к достижениям психиатрии своего времени. Он был знаком с книгой французского психиатра Ф.Лере «Психологические фрагменты о безумии» (1834), а также с печатавшимися в «Северной пчеле» отрывками из «Рассуждений о лечении умалишенных доктора Левенгайна», в которых описывались случаи, когда больные воображали себя Королем, Ангелом, Богом. Кроме того, как установил И.П. Золотусский, в феврале 1834 года в «Северной пчеле» была опубликована серия статей о жизни пациентов петербургского сумасшедшего дома, в которых сообщалось о том, что пациенты Больницы Всех Скорбящих строю соблюдали установленный доктором режим, вели спокойную умеренную жизнь, не лишенную невинных развлечений, выполняли легкую работу и т.п. По отношению к буйнопомешанным применялись обливание холодной водой и изоляция. Очевидно, что автор «Записок сумасшедшего» при написании повести опирался не только на книги Лере и Левенгайна, но и на опубликованный в «Северной Пчеле» материал, хотя и существенно преобразовал ту его часть, которая касалась описания жизни сумасшедших в Больнице Всех Скорбящих. Так, «рыцарские обычаи» испанского королевского двора пришлись не по нраву безумцу Поприщину. Когда герой проявил неповиновение, ему были назначены обливания холодной водой. Устами героя Гоголь ьыражает собственное мнение по поводу этой процедуры: «Обычай глупый, бессмысленный!». Таким образом, безумие интересовало Гоголя не только как способ отражения неправильности организации общественной системы, но и собственно как психическое заболевание. Одно из возможных объяснений заинтересованности Гоголя клинической стороной безумия связано с тем, что уже во время работы над «Записками сумасшедшего» писатель сам был потенциально душевнобольным человеком, в глубине души предчувствовал собственное безумие и боялся его. Возможно, он пытался изжить свой страх в письме, стремясь «рационализировать», постичь безумие. Другое объяснение заинтересованности Гоголя в медицинском аспекте безумия лежит вне личности писателя и связано с актуализацией этой проблемы в общественном сознании и литературе первой половины XIX века. Интерес Гоголя к безумию как к психическому заболеванию отразился в изображении сумасшествия Поприщина не как конечного результата, но как процесса. Положенное в основу сюжета повести развитие душевного заболевания героя стало в «Записках сумасшедшего» объектом повествования. Безумие в «Записках сумасшедшего» тематизируется: оно не только становится отправной точкой в развитии нарратива повести, но и приобретает повышенную значимость для понимания смысла текста. Тематизация безумия в повести связана и с расширением смысла данного понятия (безумие как психическое заболевание - безумие как своеобразное мировидение - безумие как основополагающий принцип организации социума и шире - мира человеческих взаимоотношений). В «Записках сумасшедшего» безумие, не переставая быть метафорой, приобретает устойчивое значение психического заболевания. Вместе с тем в повести Гоголя происходит онтологизация безумия, которое выступает в качестве одного из способов существования человека в мире, указывает на глубинную взаимосвязь бытия мира и бытия человека. В «Записках сумасшедшего» раскрывается «природа переживания личностью своего мира и самого себя», исследуется «момент перехода от нормального способа бытия-в-мире к психотическому». Поприщин сходит с ума, оказавшись не в состоянии принять окружающую его реальность, в которой он «нуль, более ничего». В таком случае, ею безумие может рассматриваться как «компенсаторная мечтательная модификация реального быта». Уход из реальности в безумие для Поприщина означает возможность жить в создаваемом им самим мире, где он - центральная фигура, устанавливающая свой собственный миропорядок. Однако безумие Поприщина - «сродни смерти», т. к. является «одним из видов изгнания, вытеснения за пределы жизни». Для общества безумец перестает существовать как полноправный член, т.е. фактически умирает. Таким образом, безумие по своей сути онтологически противоречиво: в нем совмещается бытие (создание безумцем собственной модели мира) и небытие (социальная смерть безумца). Безумие в «Записках сумасшедшего» мотивируется не только социально - как следствие нереализованных надежд героя на успешную карьеру, но и психологически - как результат безответной любви Поприщина к генеральской дочери Софи. «Безупречность» психологической мотивировки безумия Поприщина отмечает В.В.Гиппиус: «хаотическое сознание героя закономерно следует из хода его болезни». При всей специфике реализации тема безумия в «Записках сумасшедшего» связана с «высоким» романтическим безумием и может быть адекватно осмыслена лишь в соотнесении с ним. Индивидуальная авторская эпистема Гоголя была обусловлена произведениями русских и западноевропейских романтиков. Так, о влиянии гофмановской традиции на «Записки сумасшедшего» свидетельствуют письма Меджи (отголосок «Житейских воззрений кота Мурра»), Большое влияние на молодого Гоголя оказало знакомство с новеллами Одоевского «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена»: «Записки сумасшедшего» первоначально задумывались как "Записки сумасшедшего музыканта" но затем музыканта заменил чиновник, причем не номинальный чиновник, как Антиох из «Блаженства безумия» Полевого, а истинный представитель пошлого чиновничьего мира. Таким образом, Гоголь придал проблеме безумия социальную окраску. Кроме того, формирование гоголевской эпистемы обусловил интерес писателя к медицинским представлениям о безумии, а также его личная заинтересованность сумасшествием В «Записках сумасшедшего» произошло снижение «высокого» романтического героя-безумца и, соответственно, снижение «высокого» безумия. «Индивидуальное сумасшествие» Поприщина в повести «оборачивается сумасшествием коллективным - безумием социальных порядков и ненадежностью идеологических конвенций». Тем не менее, в «Записках сумасшедшего» сохраняется характерное для романтической традиции представление о безумии как об истинном знании, что позволяет автору вложить в уста Поприщина социальную критику. Подобно романтическому герою-безумцу, Поприщин в своем сумасшествии обретает своеобразную свободу - в поступках, мыслях и словах. Происходит «очищение ума» героя от предрассудков и условностей. Так, он объявляет себя королем, освобождаясь тем самым от ненавистной ему должен ости титулярного советника, он освобождается от унизительного подхалимства, присущего служащим департамента, наконец, он освобождается от чувства робости перед «ее превосходительством» Софи. С этой позиции сумасшествие Поприщина - «трагическая попытка... вырваться за ужасающе тесные границы своего ужасающего существования». Трагизм этой попытки заключается в том, что освобождение Поприщина далеко не полное: даже в безумии ценность человеческой личности он соотносит с ее положением на социально-иерархической лестнице. Этим безумие Поприщина отличается от «высокого» романического безумия. Кроме того, в рамках романтической традиции в повести Гоголя «Записки сумасшедшего», как и в произведениях Погорельского и Полевого, актуализируется понимание безумия как перехода героя в иное пространство. Главной характеристикой темы безумия в «Записках сумасшедшего» является неоднозначность ее осмысления, обусловленная принадлежностью повести Гоголя к «нечистой культуре» (термин Ф.П. Федорова) позднего романтизма, для которой характерен синтез романтических и реалистических принципов. С одной стороны, тема безумия в «Записках сумасшедшего» тесно связана с «высоким» романтическим безумием и, соответственно, воспринимается читателем как «приобщение к традиции романтических гениальных безумцев». С другой стороны, романтическая трактовка безумия в повести Гоголя во многом переосмыслена: если у романтиков безумие - метафора мудрости и свободы, знак духовной избранности, то безумие в «Записках сумасшедшего» - это психическое заболевание героя, ведущее к полному разрушению его психики. Кроме того, Гоголь, в отличие от своих предшественников, акцентирует социальный аспект темы безумия, что можно рассматривать как реалистический импульс. Прорыв к новому пониманию безумия осуществляется, с одной стороны, благодаря творческой актуализации мифологической традиции, а с другой - благодаря переосмыслению традиционных для литературы романтизма представлений о безумии. Так, по словам Ф.П. Федорова, в 1830 — 1840-е годы в культурном сознании происходит сдвиг, приметой которого является именно парадокс, свидетельствующий о неполноте, относительности романтических истин и устремляющий культуру к новым истинам и ценностям, однако в границах того же романтического континуума. Таким образом, «пограничное» положение Гоголя между романтизмом и реализмом, синкретический характер его художественного дара обусловливает специфику интерпретации темы безумия в повести: безумие в «Записках сумасшедшего» рассматривается и в метафорическом плане (как «болезнь» социума), и в прямом (как психическое заболевание); выступает в качестве художественного приема, способствующего раскрытию недостатков общественного устройства, и предстает как самоценное явление; осмысливается с опорой на романтическую традицию и свидетельствует о прорыве автора к реалистической проблематике. Особенности интерпретации темы безумия в «Записках сумасшедшего» позволяют утверждать, что перед нами переходный текст, для которого в принципе характерна «мерцающая» поэтика: игра традиционными, старыми смыслами в повести сочетается с прогностическим схватыванием, угадыванием новых смыслов. Новый уровень понимания и осмысления безумия обусловил новаторскую повествовательную структуру повести Гоголя. Источник: Иоскевич О.A. На пути к безумному нарративу (безумие в русской прозе первой половины XIX в.). Монография. Гродно : ГрГУ, 2009 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 25119
| |