Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1024
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 ... 102 103 »

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина – уникальное явление в русской литературе. Создавая свое произведение, Салтыков-Щедрин опирался на опыт устного народного творчества, традиции русской и зарубежной сказки, но в результате сформировался совершенно новый, оригинальный жанр, в котором сочетались фантастика и злободневная политическая действительность.


Александр Николаевич Островский, великий русский драматург, считается основоположником русского национального театра. Литературное наследие Островского огромно: за 40 лет им написано около 50 пьес. Его мировоззрение было «стихийно-демократическим»: он сочувственно относился к угнетенным слоям общества и недоброжелательно - к привилегированным. Своим творчеством он не стремился «сокрушить устои», он всего лишь осуждал «пороки и недостатки» во имя торжества добра и правды. И это привлекало к нему зрителей всех сословий.


«Обрыв», третий и последний роман Гончарова, был задуман в 1849 году как продолжение трилогии об обломовщине, о дореформенной жизни русского дворянства. Окончательный текст романа, появившийся в 1869 году, вызвал бурную полемику.


Стихотворение «Железная дорога» (1864) - еще одно произведение Некрасова о тяжкой доле русского народа, но уже в пору пореформенную. Однако проблема народа ставится в нем значительно шире, чем в других стихотворениях на ту же тему.


В романе «Герой нашего времени» три рассказчика - Максим Максимович, повествователь и сам Печорин.


«Мцыри» является последней романтической поэмой М.Ю. Лермонтова. Замысел ее относится к 1831 году («Написать записки молодого монаха 17 лет»), свое частичное воплощение получил он в поэмах «Исповедь», «Боярин Орша», окончательно завершена работа над произведением была в 1839 году.


Михайловский период - 1824 - 1826. Хотя жизнь поэта в Михайловском и не была богата внешними событиями, гений поэта в эту пору достигает своего высшего расцвета. Завершается переход от романтизма к реализму, создается историческая концепция, получившая художественную реализацию в первой реалистической трагедии «Борис Годунов», в Михайловском написаны очередные главы «Евгения Онегина», «Сцены из Фауста», небывалый взлет переживает лирика: за 16 месяцев создано свыше 90 стихотворений.


Лирика петербургского периода (1817 - 1820), с одной стороны, продолжает основную направленность лицейских стихотворений (прославление радостей жизни - «Веселый пир» (1819), «Юрьеву» (1819), с другой стороны, все ощутимее становятся в ней социально-политические тенденции. Основными мотивами являются протест против самодержавной деспотии («Ура! В Россию скачет кочующий деспот», 1818), крепостничества («Деревня», 1819), критика духовенства («К Огареву», 1817), «почетных подлецов» - сиятельных особ («Орлову», 1819) и даже самого царя («На Аракчеева», 1819) и т.д.


В историю русской поэзии Жуковский вошел прежде всего как «балладник». «Баллада, - писал он, - мой излюбленный род поэзии». С 1808 по 1833 год поэт написал 39 баллад. Для своих произведений он использовал античные («Ахилл», «Кассандра», «Ивиковы журавли»), средневековые («Рыцарь Тогенбург», «Граф Гапсбургский», «Адельстан») и русские («Вадим», «Светлана») сюжеты.


В развитии русской литературы первой половины XIX века выделяют четыре периода, или этапа: первый занимает примерно 15 лет с начала века до середины 10-х годов; второй - с середины 10-х годов по 1825 год включительно; третий - со второй половины 20-х годов до начала 40-х и последний, четвертый, занимает большую часть 40-х годов и первую половину 50-х.


1-10 11-20 21-30 31-40 ... 1011-1020 1021-1024