Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 333
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 ... 33 34 »

«Спящая царевна» (Жуковский) написана в 1831 году по мотивам сказки братьев Гримм «Царевна-шиповник», незадолго перед этим переведенной на русский язык Жуковским (подобный сюжет есть и у Ш. Перро). Вместо гекзаметра поэт использует четырехстопный хорей, в этом сказывается влияние А.С. Пушкина. Василий Андреевич стремится придать своему созданию русский колорит. Герои «Спящей царевны» Жуковского — «добрый царь Матвей», его жена, двор, прекрасная царевна, царский сын.


Летом 1831 г. В.А. Жуковский вместе со своим воспитанником жил в Царском Селе, там же в это время был А.С. Пушкин с молодой женой. Между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки. Результат — «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковского — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и незаконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется пышно, в традициях литературы XVIII в.


Над последней частью автобиографической трилогии Л.Н. Толстой работал в 1856 году. В августе 1856 года он приступает к третьей редакции и записывает в дневнике, что диктует «Юность» «с удовольствием до слёз». К сентябрю работа завершена, но Толстой не удовлетворён. 28 сентября 1856 года он записал: «Кончил „Юность", плохо...»


Творческий путь Н.А. Некрасова (1821 – 1878) начался с его приезда в 1838 году в Петербург. Вопреки воле отца он не стал поступать в Дворянский полк — военно-учебное заведение, а решил сдать экзамены в университет. Однако его намерения не увенчались успехом, и он поступил вольнослушателем на историко-филологическое отделение.


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать...», написанное в Санкт-Петербурге 27 февраля 1869 года, впервые было напечатано лишь 34 года спустя в альманахе «Северные цветы» за 1903 год.


В сознании людей — читателей и критиков — 19 века литература наделялась важной ролью в общественной жизни. Чтение было не развлечением, не формой проведения досуга, а способом познания действительности. Для писателя же творчество становилось актом духовного и гражданского служения обществу, он верил в действенную силу художественного слова, в возможность с его помощью возвышать человеческую душу, образовывать ум и влиять на общественно-политическую обстановку.


Стихотворение «Пророк» — последнее в тетради, подаренной М.Ю. Лермонтову В.Ф. Одоевским. Это вообще одно из последних произведений поэта. Оно продолжает литературную традицию, намеченную в «Пророке» А.С. Пушкина. Лермонтовский текст начинается с мотива, которым заканчивался пушкинский. Последняя строфа у Пушкина — Божий голос, внушающий Поэту: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…». 


Стихотворение «И скучно и грустно» (Лермонтов) написано в 1840 году и наиболее полно отражает настроение Михаила Юрьевича того времени. Текст стихотворения близок по стилю к дневниковой записи и передаёт сиюминутные ощущения лирического персонажа. Поэт обращается к наиболее значимым для него переживаниям и душевным состояниям — это «желанье», «любовь», «страсти».


Итоговым стихотворением и по жанру, и по мотивам, и по пафосу считал «Думу» известный исследователь поэзии М.Ю. Лермонтова Б.М. Эйхенбаум. Тема обречённости, тоски, личной неудовлетворённости раскрывается в стихотворении предельно обобщённо через стремление «разбудить» поколение после апатии и «сна», наступивших вследствие разгрома декабристского движения в 1825 году.


Стихотворение «Смерть Поэта» было написано тогда, когда в поэтическом багаже Лермонтова было уже несколько сотен произведений, однако читающая Россия узнала имя нового русского гения после появления именно этого произведения. Лермонтов, по словам А.В. Дружинина, в «…жгучем, поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые ругались над памятью великого человека».


1-10 11-20 21-30 31-40 ... 321-330 331-333