Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 829
Показано материалов: 31-40
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 82 83 »

Проблематика и идея поэмы обнаруживаются при последовательном чтении, что позволяет разделить текст на композиционно значимые части. После вступительных двух первых главок с начальных строк третьей жанр и характер содержания меняются:


Поэма названа «Мцыри», что, как отметил в примечании сам Лермонтов, означает «послушник», «неслужащий монах». В рукописи Лермонтов намеревался назвать её «Бэри» — монах. Эпиграф первоначально также был иным — фраза на французском языке, означающая: «У каждого бывает только одно отечество». В окончательной редакции поэмы эпиграф изменился на библейское изречение из Первой книги Царств: «Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю».


Философский поэтический этюд «Утёс» тоже написан Лермонтовым в 1841 году, в нём поэт обобщает мотивы судьбы, возникавшие во многих предшествующих стихотворениях. Словесно-образная структура «Утёса» основана на символике, что подчёркивает тенденцию в лирике поэта к развитию образа-символа, проявившуюся ещё в стихотворении «Парус» (1832).


В мае — июне 1841 года Лермонтов пишет свои последние лирические стихотворения, каждое из которых стало драгоценным украшением в сокровищнице русской поэзии. Среди них стихотворение «Пророк» — итог раздумий Лермонтова о роли поэта в жизни и обществе. Вспомним стихотворение «Пророк» Пушкина (1826), его финальную часть:


Стихотворение «Смерть Поэта» — особенное. Оно выделяется своими художественными достоинствами, но прежде всего его значение определяется историческими фактами, которые стоят за историей создания этого трагического произведения. 27 января 1837 года на Чёрной речке под Санкт-Петербургом на дуэли с поручиком Жоржем Дантесом был смертельно ранен Александр Сергеевич Пушкин. Через два дня великий поэт умер.


Ведущими темами в лирике Лермонтова были темы поэта и поэзии, судьбы, души человека. Эти темы получили начало в трёх самых значительных ранних стихотворениях поэта.


Пушкинская пора в русской поэзии охватывает период 1810-1830-х годов и называется так, безусловно, по имени её ярчайшего поэта — Александра Сергеевича Пушкина. При этом каждый настоящий любитель и знаток поэзии знает, что поэтическая эпоха не сводится к творчеству одного, даже гениального, поэта. 


В романе есть своё внутреннее литературное время, и оно чётко соотносится с реальным историческим временем. Если проследить, ориентируясь на время романа, его события, связывая их с историей России, то можно сделать интересные наблюдения о замысле Пушкина и его реализации. Небезынтересно также сопоставить некоторые даты жизни Пушкина и его героя, чтобы убедиться в намерении писателя создать исторически достоверный портрет современника. При этом автор не уподобляет героя себе, сохраняя его индивидуальность и личность, заметив в главе первой:


Роман «Евгений Онегин» представляет собой жанр, не имеющий аналогов в мировой литературе, — роман в стихах. Жанровое определение своему произведению Пушкин дал в письме Вяземскому в 1823 году: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница! Вроде Дон Жуана». Роман в стихах является редкой литературной формой, в которой сочетаются романный сюжет, что составляет особенность эпического рода литературы, и его изложение стихотворной речью.


Пушкин писал роман «Евгений Онегин» семь лет четыре месяца и семнадцать дней, начав его 9 мая 1823 года в Кишинёве и закончив 25 сентября 1830 года в Болдине. Однако после окончания романа вчерне Пушкин 5 октября 1831 года включает в текст романа письмо Онегина Татьяне, тем самым придав роману окончательную форму.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 ... 811-820 821-829