Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 956
Показано материалов: 31-40
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 95 96 »

Название города, «история» которого предлагается читателю, — Глупов. Нет на карте России такого города и не было его никогда, — а всё же был… И был — всюду. А может быть, он и не исчезал никуда, несмотря на фразу, которой автор-летописец заканчивает своё повествование: «История прекратила течение своё»? Да может ли такое быть? И не эзопова ли это лукавая усмешка?..


Один из самых мрачных, но вместе с тем глубоко правдивых и сильных романов русской литературы — «Господа Головлёвы» (1875—1880).«…В настоящее время существуют три общественные основы<…>: семейство, собственность и государство. Знамя первое: семейство. Приемлю и немало вопреки глаголю», — писал Щедрин, заканчивая свой роман.


Обломов и обломовщина — два символа русской жизни с момента выхода романа в свет. «Впечатление, которое этот роман при своём появлении произвёл в России, не поддаётся описанию. Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала “обломовщину”», — писал анархист Пётр Кропоткин спустя многие годы.


«Обыкновенная история» — обобщение опыта схватки со стихией петербуржской жизни, стольких перемоловшей, столько юных романтических сердец засушившей. Роман — «эпопея личности, приходящей в столкновение с прозой жизни» (А. Ф. Кони), «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму» (В.Г. Белинский). Содержание его несложно, поскольку история самая обыкновенная. Конечно, основу сюжета романа и всех описанных в нём жизненных коллизий составляет опыт самого автора.


Проследим движение сюжета по самым важным эпизодам романа. В романе 28 глав.


Основное противоречие, определяющее конфликт романа, казалось бы, задано и названо в заглавии. Это столкновение вечно как мир: противостояние поколений — «отцов» и «детей». Расставим фигуры на шахматной доске романа по двум партиям — партиям поколений.


Замысел романа относится к августу 1860 года. Прототипом самой яркой, ключевой фигуры героя романа Базарова Тургенев называл своего знакомого молодого провинциального врача Дмитриева. Черты его личности легли в основу образа Евгения Базарова, соединившись с другими особенностями характера и поведения, взглядов, убеждений и речи, типичных для новых, только появившихся в обществе молодых людей-разночинцев.


Движение русской общественной мысли почти за полвека — вот основное содержание романов Тургенева. Да, стремление «добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет “the body and pressure of time”, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений», — стремление, осуществлённое в шести тургеневских романах, и составило их своеобразие и ценность для русской литературы и — шире — культуры и истории.


«1818 года, 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра», — запись из памятной книжки его матери, Варвары Петровны Тургеневой, в девичестве Лутовиновой. В быту своём Варвара Петровна, унаследовавшая от дяди Лутовинова огромное богатство и земель, и капитала, следовала причудам XVIII столетия: дворецкий назывался «министр двора», мальчишка, отправлявший и получавший почту, — «министром почт» и так далее, а жизнь текла согласно тщательно расписанному протоколу.


Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции. Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и дивиться ей вот уж полвека, — и горожане, для которых красота мира — «нешто», а поэтический мечтатель — чудак, «анти́к».


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 ... 941-950 951-956