Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 952
Показано материалов: 31-40
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 95 96 »

Проследим движение сюжета по самым важным эпизодам романа. В романе 28 глав.


Основное противоречие, определяющее конфликт романа, казалось бы, задано и названо в заглавии. Это столкновение вечно как мир: противостояние поколений — «отцов» и «детей». Расставим фигуры на шахматной доске романа по двум партиям — партиям поколений.


Замысел романа относится к августу 1860 года. Прототипом самой яркой, ключевой фигуры героя романа Базарова Тургенев называл своего знакомого молодого провинциального врача Дмитриева. Черты его личности легли в основу образа Евгения Базарова, соединившись с другими особенностями характера и поведения, взглядов, убеждений и речи, типичных для новых, только появившихся в обществе молодых людей-разночинцев.


Движение русской общественной мысли почти за полвека — вот основное содержание романов Тургенева. Да, стремление «добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет “the body and pressure of time”, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений», — стремление, осуществлённое в шести тургеневских романах, и составило их своеобразие и ценность для русской литературы и — шире — культуры и истории.


«1818 года, 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра», — запись из памятной книжки его матери, Варвары Петровны Тургеневой, в девичестве Лутовиновой. В быту своём Варвара Петровна, унаследовавшая от дяди Лутовинова огромное богатство и земель, и капитала, следовала причудам XVIII столетия: дворецкий назывался «министр двора», мальчишка, отправлявший и получавший почту, — «министром почт» и так далее, а жизнь текла согласно тщательно расписанному протоколу.


Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции. Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и дивиться ей вот уж полвека, — и горожане, для которых красота мира — «нешто», а поэтический мечтатель — чудак, «анти́к».


Летом 1859 года, исполняя замысел создать цикл пьес «Ночи на Волге», возникший во время «Литературной экспедиции» 1856—1857 годов, Островский вспоминает о двух своих волжских поездках, обращается и к дневниковым записям. Приволжские городки, дома с глухими заборами и воротами, лавочки под окнами, томительно-прекрасные вечера на высоком берегу, могучая река, заволжские дали, разлитая в воздухе любовь — и тёмные фигуры приземистых купцов и купчих, странные, «не от мира сего», мечтатели, зловещие старухи — многое оживает в памяти драматурга.


Литературная жизнь России всколыхнулась, когда вошли в неё первые пьесы Островского: сперва в чтении, затем в журнальных публикациях и, наконец, со сцены. Пожалуй, наибольшее по объёму и глубочайшее по оценкам критическое наследие, посвящённое его драматургии, оставили Ап.А. Григорьев, друг и почитатель творчества писателя, и Н.А. Добролюбов. Статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» о драме «Гроза» стала общеизвестной, хрестоматийной.


Кто же герои пьес Островского? Где и когда происходит их действие? Какими конфликтами это действие движется?


В Москве, на Театральной площади, у входа в Малый театр на невысоком гранитном пьедестале — бронзовая фигура грузного человека. Наклонив тяжёлую голову, так что окладистая борода лежит на меховом вороте длиннополой одежды, в раздумье смотрит он скорее в себя, чем на входящих в театр. Малый — это его театр, театр Островского.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 ... 941-950 951-952