Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 712
Показано материалов: 31-40
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 71 72 »

В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» все пять глав о помещиках построены по единому композиционному принципу. Описание имения, беглый и затем подробный портрет помещика, авторская характеристика с обобщением «в масштабе России», подчёркнутые ассоциации с животными или миром вещей, детально выписанный интерьер, пейзаж, сцена угощения и, наконец, диалог с Чичиковым по поводу «мёртвых душ» — в такой последовательности применяется писателем арсенал средств для создания каждого из образов в этой галерее.


По замыслу Н.В. Гоголя, поэма «Мёртвые души» должна была показать жизнь русского народа после Отечественной войны 1812 года. Писатель расценивал этот период как момент самосознания нации, характеризующийся тем, что она ещё не устоялась, черты её не отлились в законченную форму и, следовательно, есть время для того, чтобы искоренить пороки и укрепить достоинства.


В основу сюжета поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» положено путешествие помещика-авантюриста Чичикова, разъезжающего по всей России и скупающего у крепостников фактически не существующие, но ещё значащиеся в документах крестьянские души. Однако важность представляет не сам факт хитроумной поездки Чичикова, а отображение в поэме характеров и нравов людей той эпохи.


В бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», помимо уничтожающей характеристики нравов и устремлений провинциальных чиновников, помещиков и простых жителей, безусловный интерес представляет и сатирическое изображение главного героя этой пьесы — лжеревизора Ивана Александровича Хлестакова.


Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С. Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.


Классическая тема о взаимоотношении поэта и общества занимает значительное место в лирике М.Ю. Лермонтова, творческий путь которого пришёлся на эпоху безвременья. Особенно яркое выражение она получила в таких стихотворениях, как «Смерть Поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и, конечно же, «Пророк».


После поражения восстания 14 декабря 1825 года горечь и разочарование надолго поселились в сердцах россиян. Надежд на благоприятные перемены в общественной жизни почти не осталось. Люди, ощущающие в себе необъятные силы, готовые к деятельности на благо Отечества, оказались лишними. Это настроение выражено в стихотворении Лермонтова «Монолог». «Из детских вырвавшись одежд», поэт испытывает острую потребность в действии. Однако в условиях реакции талант, знания, добрые намерения граждан остаются невостребованным.


Летом 1831 года Лермонтов, разлученный самовластьем бабушки со смертельно больным отцом и с предметом своей любви Наташей Ивановой, чувствовал себя одиноким, чужим в родовом столыпинском «гнезде». Чем плотнее сжимался вокруг поэта столыпинский круг, тем болезненнее он ощущал свою инородность в этой среде. Он чувствовал себя листком, оторванным от другого родословного древа, сыном безродного пехотного капитана. Поэтому в мечтах юный поэт оказывался далеко, среди округлых холмов, поросших вереском, и пустошей легендарной прародины — Шотландии.


При упоминании стихотворного романа А.С. Пушкина в первую очередь на память приходят две центральные фигуры — Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Однако в произведении есть ещё одно действующее лицо, которое по своему значению и воздействию на читателей, как это ни странно, далеко превосходит Онегина и Татьяну. Это лицо — автор.


Важнейшим эпизодом повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является первая встреча Гринёва с Пугачёвым. Этот эпизод имеет огромное значение для понимания основной идеи произведения и характеров главных героев.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 ... 701-710 711-712