Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Понятия "новый человек" и "нигилист", сложившиеся во 2-й половине 19 века

  • Статья
  • Еще по теме

Для Тургенева, одного из людей "сороковых годов", наибольший интерес в споре двух поколений представлял человек нигилистического сознания.

Прежде чем начать разговор о тургеневском Базарове, необходимо определить два образа-понятия - "новый человек" и "нигилист", которые вошли в русское общественное сознание второй половины XIX века. Они  возникли как реакция радикальной и консервативной интеллигенции на одно и то же явление социальной действительности: русское разночинство. Нередко в массовом сознании эти понятия могли отождествляться и подменяться одно другим. Но на философском уровне и в литературно-критической практике тех лет они достаточно строго разграничивались.

В образе-понятии "новый человек" отражено представление о разночинце-шестидесятнике как о передовом деятеле эпохи. Он воплощал в себе нигилистическую модель человека, сложившуюся к шестидесятым годам и связанную с идеей эмансипации человеческой личности, духовной свободы личности, культом разума и культом труда, верой в общественный прогресс и возможность создания лучших условий для развития человеческой индивидуальности. Художественное воплощение "новый человек" нашел в образах Базарова и Рахметова. Нередко о "новых людях" судили, опираясь на социально-этическую характеристику этих героев в литературно-критических статьях Писарева ("Базаров", "Реалисты»", "Мыслящий пролетариат").

В образе-понятии "нигилист" воплотилось противоположное — негативное — понимание деятельности "новых людей". Представители же революционно-демократического движения воспринимали термин "нигилист" как "клеймо", "прозвище", тенденциозно освещающее тип "нового человека".

Двойственное отношение к фигуре разночинца-шестидесятника было обусловлено резкой полемикой двух течений общественно-философской мысли: нигилизма и антинигилизма. Антинигилизм возник и развивался как реакция русской консервативной интеллигенции на распространение в общественном сознании новых идей, породивших нигилистическую модель сознания, имеющую своей основой позитивистскую идею отрицания всего внеприродного, внематериального, внеличностного, отрицания ценностей, абсолютных, объективных, общепринятых, т. е. существующих вне личностного произволения. Нигилистическая модель сознания вбирала в себя и такую специфическую черту мировосприятия разночинства, как нацеленность на разрушение укоренившегося. Словом, с нигилизмом ассоциируется представление о "максимуме отрицания".

Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. - 3-е изд, стереотип. - М.: Дрофа, 2010

Понравился материал?
12
Рассказать друзьям:
Просмотров: 17366