Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Отцы и дети в произведениях Тургенева "Отцы и дети" и "Первая любовь"

  • Статья
  • Еще по теме

В произведении "Отцы и дети" Павел Петрович убежден, что в человеческом бытии неизменно присутствуют внеличностные, абсолютные духовные ценности, не подвластные историческому "суду" и времени. Поэтому для него неприемлема утверждаемая Базаровым неограниченная свобода личности ("Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои"), не считающаяся с какой-либо "вышестоящей нравственной инстанцией" — с "логикой истории", "законами человечества", с народной верой и народной правдой, с духом времени, опытом цивилизации и т. п., — они отвергаются как не имеющие никакой обязывающей силы, ибо свободный человек (по мысли Базарова) в своих решениях и действиях нравственно ничем не связан.

Базаров вообще склонен упрощать мир и человеческое сознание. Для него, вооруженного естественно-научными знаниями, не существует тайны бытия, духовная жизнь сводится к элементарным физиологическим процессам. Знаменателен базаровский совет Аркадию "проштудировать анатомию глаза", чтобы понять, что неоткуда взяться "загадочному взгляду" , и следом вынесенный им же вердикт: "Это все романтизм, чепуха, гниль, художество".

Однако не менее замечательно и то, как Тургенев завершил "схватку", в которой обозначились позиции противоборствующих сторон.

Разговаривают между собой братья Кирсановы. И в этом разговоре впервые после встречи отца с сыном с предельной ясностью в романе зазвучала тема "отцов" и "детей". Взрослое поколение говорит о "наследниках": Павел Петрович — с раздражением, Николай Петрович — "с унылым вздохом". Он призывает брата согласиться с реальностью несовпадения "двух различных поколений": "Пилюля горька — а проглотить ее нужно", — на что Павел Петрович отвечает резким несогласием: "Ты уже чересчур благодушен и скромен... я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков...".

Но именно с этого места в романе начинает звучать и набирать драматическую высоту тема ухода стародворянской России, уже прошедшей путь, отмеренный ей жизнью и историей.

В связи с этим можно предложить вспомнить сцену в кабинете Павла Петровича. Какова ее функция в романной линии героя?

В этом "изящном кабинете", "с ореховою мебелью", "с библиотекой renaissance" (в стиле Возрождения — франц.), "с камином" живет одинокий и оттого глубоко несчастный человек, который скрывает даже "от самых стен", какие чувства отражались на его лице, когда он думал о себе, о своей поздней и безнадежной любви к Фенечке. Но главное, с восприятием хозяина кабинета связано осознание какого-то его выпадения из реальности: странен интерьер деревенского кабинета, странным кажется отношение изысканного аристократа к простодушной крестьянке. Получается, что Павел Петрович существует сам по себе, а жизнь течет сама по себе.

Нужно заметить, что и у более приземленного Николая Петровича тоже не получается контакта с действительностью. Положение дел в его хозяйстве не осталось незамеченным для Базарова: "...Скот плохой, и лошади разбитые...". В итоге складывается такое впечатление, что жизнь как будто выдавливает из себя все не соответствующее ее настоящему.

Тургеневу, несомненно, было тяжело сознавать уход дворянства с исторической сцены. Сразу вспоминается Петр Васильевич, отец Володи из "Первой любви" — умный, тонкий, внутренне сильный, аристократичный человек, воспринимающий честь координатой своих поступков. На его фоне "новый" герой писателя, освободивший себя от каких бы то ни было духовных ориентиров, выглядит неглубокой, незначительной личностью.

Мы знаем, что Базаров с презрением относится даже к "отцовской" манере говорить. Но как по-мужски убедительно звучит отточенная, аристократическая фраза отца Володи, обращенная к Малевскому: "...Имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится". Вот кто не оказался бы уроненным такими, как Базаров, с достоинством бы вышел из спора с ними, потому что как раз хамство нового поколения не может выглядеть убедительным.

Трудно представить Петра Васильевича в ситуации, подобной встрече Николая Петровича с Аркадием. И здесь дело не только в Петре Васильевиче, но и в самом Володе, который никогда не смог бы обидеть своего отца, продолжающего оставаться для него и в зрелом возрасте идеалом.

Вот какие люди уходили из жизни России и среди них — похожие на Федора Ивановича Лаврецкого, Пьера Безухова, Андрея Болконского...

Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. - 3-е изд, стереотип. - М.: Дрофа, 2010

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3329