Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века » Булгаков М.А.

В категории материалов: 23
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Всем известно: абсолютной истины не существует. Мир, в котором существуют половые, расовые, социальные, религиозные различия, породил множество истин, претендующих на безусловность. Однако истина должна объединять людей. На деле же мы отчуждены друг от друга.


Судьба художника в тоталитарном государстве заслуживает особого разговора. Мощная система подавления личности не допускает свободомыслия, независимость суждений преследуется. Истинный художник имеет мужество творить и в таких условиях, не изменяя своим убеждениям. Разумеется, всегда находятся слабые духом — те, кто не выдерживает давления, приспосабливаются к Системе. Но помним ли мы их имена?..


Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны, Князя Тьмы традиционно для художественной литературы. Но только Михаилу Булгакову удалось создать образ, расходящийся с типичными представлениями: в его романе Воланд вызывает невольные симпатии. Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе. Более того, Воланд выступает благородным покровителем мастера и Маргариты. Как к этому отнестись? Почему у писателя не нашлось другого, не столь шокирующего героя на эту роль? На мой взгляд, здесь могут иметь место две точки зрения.


Профессия врача является одной из древнейших. В ней человек соперничает с богом, стремясь победить болезни и смерть, желая ощутить себя не венцом творения, а самим творцом. Врач — поэт человеческой природы. Но за поэзией открытий и спасённых жизней следует проза будней, где присутствуют сомнения и ошибки (от них никто не застрахован), где нужно делать выбор, нести ответственность.


''Фантастический роман", который создавался Булгаковым в последние двенадцать лет его жизни, признаётся лучшим произведением писателя, в котором он, как бы "итожа то, что прожито", сумел с поразительной глубиной осмыслить и с глубокой художественной убедительностью воплотить своё понимание коренных вопросов бытия: вера и неверие. Бог и Дьявол, человек и его место в мироздании, душа человека и ответственность ее перед Высшим Судиёй, смерть, бессмертие и смысл человеческого существования, любовь, добро и зло, ход истории и место человека в нём.


Повесть была написана в январе-марте, и в течение по меньшей мере полугода предпринимались попытки преодолеть цензуру и опубликовать ее в различных изданиях, которые заканчивались одинаково: "это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя" (Л. Каменев). А весной 1926-го года повесть была ... конфискована у писателя во время обыска, и понадобились усилия многих людей (в том числе и М. Горького), чтобы ее возвратили Булгакову.


"Малой родиной" Михаила Булгакова (1891 -1940) был Киев, и этот город навсегда остался в его сердце: слишком многое было с ним связано, слишком многое пришлось пережить на берегах Днепра будущему автору всемирно знаменитого романа "Мастер и Маргарита", прославившему и свою страну, и свой родной город, и русскую культуру беззаветным служением великому искусству, которое отличается от всех прочих духовных ценностей тем, что "рукописи не горят".


«Собачье сердце» — повесть М.А. Булгакова. Повесть создавалась в январе-марте 1925 г. и предназначалась для альманаха «Недра», однако не была опубликована по цензурным причинам. Тем не менее, о существовании повести было известно московской публике, так как Булгаков читал ее в марте 1925 г. на литературном собрании «Никитских субботников». Позднее она распространялась в «самиздате». Впервые опубликована: «Студент» (Лондон, 1968, №№9 и 10), «Грани» (Франкфурт, 1968, №69). Первая отечественная публикация — «Знамя» (1987, №6).


«Записки юного врача» — цикл рассказов М.А. Булгакова. Заглавие дано по аналогии с «Записками врача» (1901 г.) В. В. Вересаева; предварительные варианты названия: «Наброски земского врача», «Записки земского врача». Замысел (а возможно, и начало работы) относится к 1916-1917 гг., когда будущий писатель служил врачом в Смоленской губернии (село Никольское Сычевского уезда, затем Вязьма). Рассказы цикла впервые публиковались по отдельности. Все вместе (за исключением «Звездной сыпи») впервые напечатаны отдельным изданием в 1963 г.; полностью — в 1989 г.


«Записки покойника» (подзаголовок «Театральный роман») — произведение М.А. Булгакова. Работа над ним была начата 26 ноября 1936 г., прервана осенью 1937 г. Впервые опубликовано в 1965 г. под названием «Театральный роман», которое было предпочтено как более «нейтральное».


1-10 11-20 21-23