Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Булгаков М.А.

Анализ повести Булгакова "Собачье сердце"

  • Статья
  • Еще по теме

Повесть «Собачье сердце» ждала публикации ещё дольше, чем роман «Мастер и Маргарита», — сорок три года. Более того, впервые повесть была опубликована в Германии и Великобритании, в России её напечатали лишь в 1987 году. Разумеется, о существовании повести знали многие, она не раз распространялась через «самиздат» (самовольный, неофициальный способ распространения литературы), но для государственного политического режима, существовавшего в то время, повесть представляла собой острый памфлет на советскую действительность 1920-х годов. Как и повесть «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» строится на фантастическом сюжете: основой для создания этих произведений послужили сюжеты английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» (1896) и «Пища богов» (1904).

Булгаков обращается к теме создания человека через тридцать лет после Уэллса. Эта тема существовала не одно столетие: она возникла в древних легендах и легендах Средневековья. В XIX веке она нашла выражение в известном сюжете о Франкенштейне английской писательницы Мэри Шелли. Влияние на Булгакова оказал роман о глиняном человеке «Голем» (1915) австрийского писателя Густава Майринка. Однако Булгаков предпочитает сюжет о создании человека хирургическим, то есть современным научным, путём, как это было в повести Уэллса. Конечно, предпочтение именно этого сюжета связано с профессией Булгакова — подобно своему герою, он врач. Но есть и более глубокая причина: с начала XIX века за создание искусственного человека берётся именно хирургическая наука, отодвигая в сторону суеверие. Таким образом, гордый человеческий разум бросает вызов Богу и природе в дерзком стремлении улучшить человека и мир.

Зачем же человек постоянно изменяет мир? Этот вопрос был важен во все времена, но особую актуальность он получил в последние двести лет, что и подтверждает литература: роман «Франкенштейн» был написан М. Шелли в 1818 году. К каким последствиям приведёт неумеренная и безрассудная активность человека? Именно эта проблема возникает в повести «Собачье сердце». Творческой находкой Булгакова явилось то, что писатель нашёл эффективный для выражения главной мысли сюжетный ход, изобразив в повести две революции: на фоне социальной революции и резких общественных перемен совершается революция научная. Оба плана сюжета представлены параллельно, центральной в повести «Собачье сердце» является история пса Шарика, которого с помощью операции преобразовывают в «недочеловека» Шарикова.

Новизна подхода к этой теме у Булгакова проявилась в том, что конфликт, традиционно имевший философскую основу, перенесён в социальную среду, он принимает характер острейшего социального конфликта. Эксперимент профессора Преображенского и его ассистента доктора Борменталя происходит в первое десятилетие после Октябрьской революции, в результате которой политическую победу одержала идеология пролетариата. Печальным и естественным следствием этого стали уничтожение культуры, распад веками формировавшихся общественных отношений, искажение традиционных ценностей, поскольку все явления жизни теперь рассматривались исключительно с пролетарских и социалистических позиций. Кстати, Булгаков вовсе не выступает как контрреволюционер — его профессор Преображенский даже не понимает значение этого слова, писатель искренне недоумевает вместе со своим героем, почему социальная революция должна сопровождаться бескультурьем, бездельем, бессмыслицей.

Вот почему столь удачным оказался приём соединения истории Шарика-Шарикова и условий советского быта, породивших новую социальную психологию. Шариков очень быстро усваивает преимущества пролетарской психологии и пользуется этим для агрессивного захвата своего места в жизни. Едкий сарказм повести «Собачье сердце» направлен против главного общественного порока — искажения естественного закона жизни, который состоит в том, что достояние человека создаётся производительным, интеллектуальным, творческим трудом. Захватывать, отбирать друг у друга что-либо, независимо от того, кто это делает: капиталист или пролетарий, банкир или грабитель, — антисоциально, аморально, нечеловечно.

Неверно было бы сужать смысл повести, сводя его к социальной проблематике: не только философское проецируется на социальное, но и социальная сатира выходит за пределы идеологической критики и распространяется на всё общество. Конечно, в фокусе изображения оказываются Швондер, домком, «певцы», но чертами гротеска охарактеризованы и пациенты доктора Преображенского, и всё общество в целом. Высмеивая нравы того времени, Булгаков ни для кого не делает исключения, в том числе и для самого профессора Преображенского и его ассистента.

Очень важно при анализе повести «Собачье сердце» не торопиться с выводами и осуждением, тем более с насмешками над героями. Если Булгаков язвительно изображает своих героев, это не значит, что автор не сочувствует этим людям или тому же псу Шарику. Мысль писателя отчётлива: быть тем, кем тебя создала природа. Это вовсе не означает, что судьба человека — это приговор. Жизнь, безусловно, должна меняться, и человек всегда будет стремиться к лучшему. Повесть Булгакова — не строгий запрет на преобразования, а предупреждение: совершая что-либо радикальное, необходимо думать о возможных последствиях. Не может в результате политического переворота недостаточно развитый и необразованный человек в одночасье стать мудрым и культурным руководителем и наставником людей — для этого потребуются десятилетия.

Проблема пса Шарика, жертвы научного эксперимента, также шире социального аспекта повести. Обратите внимание, что повествование в произведении ведётся вначале посредством восприятия мира собакой. Время Шарикова-«человека» изображается со стороны, как бы объективно, а в конце автор снова возвращается к «внутреннему монологу» Шарика, лежащего у ног «благодетеля» профессора Преображенского. Этот приём показывает гуманную позицию автора: для подопытного существа лучшим состоянием является его естественное состояние — обличье пса, в нём он имеет свой «голос», несчастное же и обезображенное существо Шариков обречено подражать самым примитивным и низменным повадкам человека и закономерно лишается своей индивидуальности.

Известно, что Булгаков превосходно знал трагедию Гёте «Фауст», во второй части которой немецкий поэт изобразил Гомункулуса (в переводе с латинского — «человечек»), живое существо, созданное учеником доктора Фауста — Вагнером. Гомункулус Гёте, несмотря на то что чувствует в себе неукротимую энергию и является чрезвычайно сообразительным и хватким существом, знает о своей неполноценности и стремится к естественному рождению, в конечном счёте от этого стремления он и погибает. Интересно, что Гомункулус называет Фауста папашей, а Мефистофеля — кумом. Это помогает понять значение следующих слов Шарикова, «плаксиво» сказанных профессору Преображенскому: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете». Филипп Филиппович Преображенский возмущён фамильярностью обращения, на что Шариков говорит: «И насчёт "папаши" — это вы напрасно! Разве я вас просил мне операцию делать?» Далее следует авторская ремарка: «Человек возмущённо лаял». Через сочетание слов «человек» и «лаял» Булгаков показывает трагическую раздвоенность самоощущения героя, неразрешимый внутренний конфликт, вызванный его положением. Будучи псом, Шарик жаждал тепла и еды; став человеком, Шариков бессознательно нуждается в родной душе и человеческом участии. Каждое живое существо должно иметь своё место в жизни.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2880