Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Булгаков М.А.

"Собачье сердце": анализ произведения Булгакова Михаила Афанасьевича

  • Статья
  • Еще по теме

Свою повесть «Собачье сердце» опубликованной при жизни М.А. Булгаков не увидел. Оба машинописных экземпляра были изъяты у писателя в мае 1926 года, возвращены только через три года и находились в его личном архиве. Впервые «Собачье сердце» было напечатано в 6-м номере журнала «Знамя» за 1987 год.

Кратко восстановим сюжет произведения. Дворовая собака неожиданно оказывается в доме крупного учёного Преображенского, который проводит уникальный опыт: из Шарика пёс превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. И всё бы хорошо, но дурные наклонности и главное — влияние беспринципного человека революционной фразы, разрушителя, прикрывающегося новыми советскими ритуалами, делают жизнь в доме профессора невыносимой для всех. Шариков все больше наглеет под покровительством Швондера. Пределов безобразиям Шарикова не видно. Тогда приходит решение: вернуть Полиграфа Полиграфовича в прежнее собачье состояние.

Забавный, почти фантастический сюжет произведения, окрашенный в сочные сатирические тона, на самом деле наполнен мощными образами-символами и символическими мотивами. Часто они разрушают прежние устойчивые представления. Так, мотив собачьей верности и преданности преображается в мотив неблагодарности, граничащей с наглостью. Образ Швондера вырастает в символ никчёмности, псевдореволюционной демагогии и беспринципности.

Удивительно художественное пространство произведения. С одной стороны, и это характерно для очень многих сочинений писателя, место, где разворачиваются события, географически точно, часто связано с событиями жизни самого автора. Это придаёт повести «Собачье сердце» Булгакова особую атмосферу реальности происходящего. С другой стороны, географическая точность обманчива, ибо здания, учреждения, улицы и переулки особым образом «участвуют» в фантастических событиях, которые в обыденном сознании практически невозможны.

Читатель, знакомый со старой Москвой, сразу узнавал Пречистенскую улицу с расположенном на ней пожарной частью, ресторан «Бар», находившийся между Театральным проездом и Трубной площадью. Некоторые московские адреса связаны с биографией родственников Булгакова. Например, в доме на углу Пречистенки и Обухова переулка (ныне он называется Чистым переулком) жил дядя М.А. Булгакова, известный московский врач Н.М. Покровский. В этом доме Булгаков останавливался после приезда в Москву в ноябре 1917 года. Упоминается в «Собачьем сердце» Мёртвый переулок, ныне Пречистенский переулок; Сухаревский рынок, в XIX веке — центр букинистической торговли, в первые годы советской власти ставший заурядной «барахолкой». Узнаваем и «Славянский базар» — ресторан на Никольской улице, расположенный в гостинице, которая также именовалась «Славянским базаром».

Повести «Собачье сердце» Булгакова присуща некоторая автобиографичность, связанная не только с художественным пространством, но частично и с образным миром произведения. Так, вторая жена Михаила Афанасьевича Л.Е. Белозерская считала, что прототипом Филиппа Филипповича Преображенского был родной брат его матери, врач Н.М. Покровский. Зачастую М.А. Булгаков даёт персонажам повести фамилии, имена своих знакомых. «Этот Мориц» в повествовании назван по фамилии В.Э. Морица, искусствоведа, трудившегося в Государственной академии художественных наук; фамилию матери Л.Б. Белозерской носит «буржуй Саблин». Называются имена великих ученых: М.В. Ломоносова, И.И. Мечникова, Д.И. Менделеева — действие ведь происходит в доме профессора медицины. Эти люди в реальных событиях никак не участвуют, но память о них наполняет особой атмосферой дом профессора Преображенского, и эта атмосфера резко противопоставлена миру швондеров и представлениям шариковых.

Происходящее в доме Преображенского в ряде случаев становится похожим на анекдотический сюжет. Жанр сатирической повести вдруг становится цепочкой небольших анекдотов. Такая особенность повести Булгакова «Собачье сердце» связана с общими тенденциями развития отечественной литературы в 1920-е годы. Сатира вообще и фельетон в частности были широко распространены в прозе М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко, в поэзии и драматургии В. Маяковского и многих-многих других писателей и поэтов. Общим было также и направление сатирических произведений — разоблачение зарождающегося советского обывателя, который, не имея никаких заслуг и талантов, стремится быстрее добиться чиновничьего положения в обществе. Его цель — пустословием и наглостью завоевать право на самодовольство, сытость, служебное и бытовое благополучие и, самое главное, право управления людьми, то есть получить блага, которых он недостоин.

Булгаков («Собачье сердце») создаёт резко сатирический портрет нового хозяина жизни — пролетария, человеческие качества которого хуже свойств дворового пса. Шариков, ещё не обременённый новой советской идеологией, ещё находящийся во власти своих животных представлений и инстинктов, интуитивно ненавидит пролетариев, особенно дворников и поваров. Он генетически помнит их необоснованную жестокость, из-за которой не раз и не два страдал сам, находясь на собачьем положении. Шариков пока способен сочувствовать голодным (вспомним его отношение к машинистке), работящим, трудолюбивым людям, и прежде всего к профессору Преображенскому, ежедневный и ежечасный труд которого постоянно находится в поле его зрения.

Глубоко символично, что эти добрые задатки собаки постепенно отмирают под напором генов пролетария, невежды, пьяницы и преступника Клима Чугункова, чей генотип вселён в Полиграфа Полиграфовича, и под воздействием певцов революционных гимнов, которые оплодотворяют дурную наследственность бездуховностью и безнравственностью.

Человек в новом государстве беззащитен, если не имеет документа. Официальная бумага наделяется неограниченной властью над жизнью. Реальная значимость личности не представляет практически никакой ценности. Именно официальная бумага спасает профессора Преображенского от доносов Шарикова и произвола Швондера и не позволяет произвести уплотнения в квартире. Здесь появляется ещё один важный мотив повести: безразличия, если не ненависти власти по отношению к интеллигенции. В вершении человеческих судеб важнейшей и определяющей силой становится классовая ненависть к таланту, знанию, умению трудиться. Для «пролетариев» донос Шарикова справедлив уже потому, что он теперь в компании пролетария Швондера. И никого не беспокоит его истинное лицо. Швондеры ведь практически все выросли из шариковых, причём для этого не потребовалось даже трудных и уникальных операций.

Естественным, вернее, противоестественным, но реальным становится мотив гибели культуры и науки под напором швондеров и шариковых. В случае смерти профессора Преображенского медицинская наука лишилась бы многих важнейших достижений и открытий. Гибель профессора Персикова, героя другой повести М.А. Булгакова, «Роковые яйца», неизбежно влечёт за собой смерть его открытия. Ценность их жизни и деятельности бесспорна. Ухода Шарикова, возвращения его в первоначальное состояние дворняги Шарика не заметил никто. Он не оплодотворил мир ни трудом своим, ни хотя бы тягой к просвещению. Однако не менее важен и другой мотив — ответственности учёного, изобретателя за своё творение, за те последствия и изменения в мире, которые оно принесёт.

Не скрываемая Булгаковым сатирическая направленность произведения «Собачье сердце», анализ которого мы провели, была точно понята новой властью, так и не давшей разрешения на её публикацию вплоть до середины 80-х годов XX века.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.2 - М.: "ТИД "Русское слово - РС", 2011

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9842