Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

В категории материалов: 13
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

В романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» нашли отражение размышления, которые автор вынашивал в себе в течение полувека. Своеобразие сюжета этой книги состоит том, что жизненный путь отдельного человека и судьба страны, охваченной войной и революцией, переплетены в повествовании неразрывно.


Эпиграф к стихотворению "Во всем мне хочется дойти…" (1956) взят из Марселя Пруста, он полемически противопоставлен содержанию, поскольку в произведении Пастернак утверждает первичность жизни в творческом акте, причем под жизнью понимаются самые разнообразные жизненные проявления, которые одинаково интересны лирическому герою: "Во всем мне хочется дойти До самой сути".


Даже достаточно близкие к Пастернаку люди не сразу поняли, что в стихотворении "Быть знаменитым некрасиво…" (1956) он высказывает самые сокровенные свои мысли о поведении и образе жизни поэта.


Образ Гамлета в жизни и творчестве Пастернака занимал особое место, он очень много работал над переводом трагедии Шекспира, известны более десяти его вариантов. В романе "Доктор Живаго" стихотворение "Гамлет" (1946) открывает "Стихотворения Юрия Живаго", что говорит о значении, которое придавал ему автор.


Очень оригинальное решение темы поэта и поэзии. К слову, когда Пастернака "прорабатывали" на собрании писателей, один из выступавших цитировал строки "Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?" с целью доказательства того, что поэт презирает современность... На самом же деле лирический герой стихотворения "Про эти стихи" (1919-1920) ощущает кровную связь своей поэзии со своими предшественниками в литературе


Стихотворение "Февраль. Достать чернил и плакать…" Пастернака открывает цикл "Начальная пора", оно было "переписано" в 1928-м году. Очевидно, для Пастернака февраль был месяцем особым (вспомним "Зимнюю ночь": "Мело весь месяц в феврале..."), здесь же этот месяц воспринимается как переходный к весне: "Пока грохочущая слякоть Весною черною горит".


Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в Москве, его родители были людьми, хорошо известными в мире русской культуры: отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником-импрессионистом, впоследствии академиком живописи, мать, Розалия Исидоровна Кауфман, - известной пианисткой. Мир искусства, который с детства окружал будущего поэта, неудержимо влёк его к себе, его "первой музой" стала музыка, которую Пастернак трепетно любил всю жизнь.


Б. Пастернак — поэт истинный. Его творческий портрет многогранен. О своей жизни он рассказал в автобиографической прозе «Охранная грамота» (1930), «Люди и положения» (1956) и в стихах. Первые поэтические сборники Б. Пастернака: «Близнец в тучах» (1914) и «Поверх барьеров» (1917). Его раннюю лирику исследователи сопоставляют с лирикой Фета: как у Фета поэзия «сама попадается под ноги», так и у Б. Пастернака она «валяется в траве, надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Лирический герой и того и другого — «соглядатай природы».


Создавался роман «Доктор Живаго», анализ которого мы проведем, в обстановке послевоенного десятилетия, когда разрушились возникшие было надежды на изменения в стране, на обновление жизни. Партийное руководство активно душило литературу. Б. Пастернак не был репрессирован и даже не включен в число ошельмованных рядом с М. Зощенко и А. Ахматовой. Но в 1946 году (вскоре после постановлений о литературе) А. Фадеев выступил с предупреждением в адрес Б. Пастернака как поэта, не признающего «нашей идеологии».


Образный мир Б. Пастернака представляет собой целостную систему, в которой тем не менее выделяются доминантные компоненты: тропы (сравнения, эпитеты, метафоры, символы и т. д.), поэтический синтаксис, стихотворный размер и т. д. Они словно опоры высоковольтной линии: все основы художественного творчества «держатся» на них, в них концентрируются и преломляются.


1-10 11-13