Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

Анализ стихотворения Пастернака "Ночь" (1956)

  • Статья
  • Еще по теме

В творчестве Бориса Пастернака задолго до реальных космических полетов стихия космоса отпраздновала свое торжество: «Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке. Он смотрит на планету, как будто небосвод относится к предмету его ночных забот». Для автора «небосвод» всегда относился к главным заботам жизни. Еще совсем юным он заявил: «И через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мирозданья». В момент страсти именно им замечено: «Звезды горлом текли в пищевод».

В данном стихотворении главным является размышление о точке зрения художника, о его общем взгляде на мир. Социалистический реализм требовал погружения в реальность, фактически это сводилось к участию в коммунистическом строительстве, а конкретно — к пропаганде идеологических догм средствами литературы. Пастернак же настаивает на противоположной общепринятой позиции художника — «надмирной»: «как летчик, как звезда». Это не означает высокомерия, а предполагает лишь ракурс, с которого только и можно охватить закономерности бытия. Лучше всего об отсутствии мессианских претензий сказано в шестой строфе, где «материки» рифмуются с «истопниками». И те и другие в равной степени интересны для творца. Впрочем, как и наоборот: Венере и Марсу небезынтересно, «какой в афише объявлен новый фарс». Эта «равносущность» природы и общества, планеты и отдельного человека всегда была отличительной чертой Пастернака. Здесь же найдены оригинальные метафоры: небо как ткань, как белье, на котором оставляет свою метку летчик, а старинный чердак — как прекрасное «далёко», почти как символистическая «очарованная даль».

Заслуживает особого внимания метафора ночи, использованная для передачи естественного состояния мира. Он назван «спящим», т.е. погруженным во тьму, дезориентированным, неотчетливым, причем имеется в виду совсем не социальная «смута». Ночь дана как хаос, сумятица («блуждают, сбившись в кучу, небесные тела»), и это органическое состояние жизни. Единственный, кому дано «бороться с дремотой», т.е. в искусстве преображать хаос времени в стройный порядок вечности, — это художник. Отсюда настойчивость императивов («не спи, не спи, работай», «не спи, не спи художник») — это зов вечности, пульсирующий в крови поэта, которого время (общество, эпоха, идеология) просто захватили в заложники, а сам он ни на секунду не способен забыть, «кто он и откуда»...

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1840