Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

В категории материалов: 21
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

"Реквием" (1935 - 1940) - цикл стихотворений, который сама Ахматова называла поэмой. Они создавались в один из самых трагических периодов её жизни и стали свидетельством силы человеческого духа, преданности своему народу, нравственной чистоты и чувства собственного достоинства, самоотверженности и героизма женщины-матери, до конца борющейся за жизнь своего ребенка.


Не случайно стихотворению "Родная земля" Ахматовой предпослан эпиграф из стихотворения "Не с теми я, кто бросил землю…": "Но в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас". Почти сорок лет спустя поэтесса возвращается к важнейшей для себя теме, еще раз проверяя правильность сделанного когда-то выбора.


"Не с теми я, кто бросил землю…" - одно из самых известных стихотворении Ахматовой, и хотя в основе его лежит конкретный эпизод из её жизни (невозвращение из Берлина её друга, композитора Лурье), произведение приобретает широкий обобщающий смысл, поскольку в нем утверждается идея невозможности жизни вне Родины, какой бы трудной ни была эта жизнь – "в глухом чаду пожара". Обращаясь к "изгнаннику", лирическая героиня говорит о том, что ей он "жалок" не потому, что он лично плох, а потому что его "дорога" (жизненный путь) "темна", а о невозможности счастья на чужбине говорит следующая строка: "Полынью пахнет хлеб чужой".


"Муза" – стихотворение Ахматовой из цикла "Тайны ремесла". Замечательная лирическая миниатюра, в которой под внешней шутливостью скрывается глубочайшая мысль о тех прихотливых, сложных отношениях, которые складываются между поэтом и его "Музой", представляющей собой одновременно и "обузу", и "божественный лепет", и суровую, требовательную силу, восходящую к "священной жертве", о которой писал Пушкин.


"Песня последней встречи" - стихотворение из сборника "Вечер", в котором мир чувств лирической героини ранней Ахматовой подчинен попыткам понять свое отношение к любимому человеку, причем любовь воспринимается героиней как состояние, требующее предельной самоотреченности от обоих влюбленных.


Неразделённая любовь героини трёх стихотворений, объединённых общим заглавием "Смятение" (1913), привлекает внимание в первую очередь предельной откровенностью в выражении чувства, которое, как соглашается героиня, "камнем надгробным ляжет На жизни моей".


Первые две строфы стихотворения "Мне голос был. Он звал утешно…" Ахматовой, в которых рисуется трагическое положение "приневской столицы", почему-то опускаются, тогда как именно они задают тон восприятию этого, одного из самых трагических в русской поэзии стихотворении о "пограничной ситуации" в жизни России и русской души.


Стихотворение "Молитва" очень не любил первый муж Ахматовой, отец ее ребёнка поэт Николай Гумилёв, поскольку лирическая героиня его в порыве самоотверженной любви к России, которая составляет смысл ее жизни, готова пожертвовать ради счастья родины личным счастьем, судьбой своего ребенка. Такая жизненная позиция лирической героини странным образом оказалась как бы предначертанием судьбы автора: ведь Анне Ахматовой и в самом деле пришлось многое и многих близких ей людей в жизни терять, ее жизнь можно назвать чередой потерь, но верность своей стране и ее народу она сохранила навсегда.


"Мужество" (23 февраля 1942 года, Ташкент). Написанное в один из самых тяжелых периодов войны, стихотворение утверждает непоколебимую веру автора в то, что народ, сумевший сохранить свою душу - Слово -, непобедим, что в момент тяжелейших испытаний именно обращение к истокам народной силы поможет снова оказаться победителем.


В 1961-м году Анна Ахматова (1889 – 1966) написала пронзительно-горькие строки о своей жизни: "Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".


1-10 11-20 21-21