Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

В категории материалов: 39
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

В жанре поэмы Ахматова работала относительно мало, в основном в зрелые годы, когда появился необходимый опыт осмысления действительности. Данное произведение связано с трагическими событиями в жизни автора: арестом сына, Л. Н. Гумилева, заключением в ленинградской тюрьме Кресты и семнадцатимесячными ее приходами туда в 1938—39 гг. с целью узнать о его судьбе.


Стихотворение «Творчество» Ахматовой вошло первым по счету в цикл «Тайны ремесла», посвященный психологии творческого процесса, природе стиха, взаимоотношениям поэта и читателя, роли литературы в обществе, т. е. всему тому, что акмеисты считали «ремеслом», полемизируя с символистами, воспринимавшими поэзию как миссию и мистику.


«Родная земля» (1961). Написанное в последнее десятилетие жизни, данное стихотворение более всего свидетельствует о неизменности нравственного кредо: недаром в качестве эпиграфа выбраны финальные строки из произведения сорокалетней давности.


«Приморский парк Победы» (1950) написано к пятой годовщине победы в Великой Отечественной войне и по содержанию примыкает к «Поэме без героя», будучи посвящено, как и «Поэма...», теме памяти. Совмещает три временных плана — «сегодня», «недавно» и «при Петре». Подобный прием широко использовали акмеисты, особенно выразителен он в «Петербургских строфах» О. Мандельштама.


Данное стихотворение традиционно и, рискнем сказать, по инерции причисляется к шедеврам гражданской лирики Ахматовой. Между тем его содержание глубже и серьезней, и, по существу, оно примыкает к циклу «Тайны ремесла», над которым она работала с конца тридцатых годов до конца жизни. Цикл посвящен «поэта священному ремеслу» и развивает корневые для русской поэзии размышления о смысле поэтического творчества, о роли литературы в обществе.


Стихотворение «Клятва» (1941) написано в первые дни войны с Гитлером, когда Ахматовой, как не многим другим в тот момент, стала ясна ожидающая город катастрофа. Идейно оно развивает многие мысли, сформулированные в послереволюционные годы: невозможность уехать, покориться обстоятельствам, а главное — способность победить боль нравственной стойкостью.


Катастрофы 1921 года (смерть Блока, расстрел Гумилева, разрыв со вторым мужем, трагическая для русской культуры и самой Ахматовой послереволюционная реальность), возможно, вынуждают автора вернуться к теме эмиграции. Этот возврат косвенно может быть объединен с горькими размышлениями о судьбе высланных из России на «корабле философов» крупнейших деятелей науки и искусства.


«Небывалая осень построила купол высокий...» (1922). Данное стихотворение — одна из вершин любовной лирики автора, которого называли «русской Сапфо». Любовная тематика занимала одно из главных мест, особенно в раннем ее творчестве, с течением времени уступая место гражданским мотивам.


«Мне голос был» (1917) - образец гражданской лирики Ахматовой, одно из тех произведений, о которых друг автора, крупнейший русский поэт О. Мандельштам пророчески заметил: «...в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».


Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия — Горенко, в замужестве Гумилева) — крупнейший представитель русской поэзии нового времени, один из лидеров петербургского «крыла» «серебряного века» отечественной культуры.


1-10 11-20 21-30 31-39