Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

"Мужество" (Ахматова): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Данное стихотворение традиционно и, рискнем сказать, по инерции причисляется к шедеврам гражданской лирики Ахматовой. Между тем его содержание глубже и серьезней, и, по существу, оно примыкает к циклу «Тайны ремесла», над которым она работала с конца тридцатых годов до конца жизни. Цикл посвящен «поэта священному ремеслу» и развивает корневые для русской поэзии размышления о смысле поэтического творчества, о роли литературы в обществе.

Не говоря о великих предшественниках Ахматовой на этом пути — Пушкине и Блоке, следует предположить, что текст «Мужества» непосредственно связан с теоретическими выкладками ближайшего друга Ахматовой Осипа Мандельштама. Ему принадлежит знаменитое утверждение, что русский язык «не только дверь в историю, но и сама история» (статья «О природе слова» 1921—22 гг.). Уже в те годы он неразрывно связывал вопрос национальной независимости России с ее языком: «Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории».

В момент, когда решался вопрос о существовании России в истории, т. е. когда Гитлер угрожал этому непосредственно, и именно это имеет в виду Ахматова в строках «Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне», автор не заводит речь о физическом сохранении нации и о материальном выживании. Главное — обещание сохранить «русскую речь, великое русское слово». В слове для Ахматовой залог самосохранения русской нации, «свобода и чистота» русской речи здесь абсолютно нетрадиционно для лирики военного периода поданы как единственное условие выживания России.

Характерна интонация спокойной уверенности и убежденности, «чувство внутренней правоты», свойственное поэтам «ахматовского круга»: «Мы знаем...» И русский язык действительно обнаруживает здесь свою неисчерпаемость, что подтверждено многозначностью слова «час», обыгранной автором, и более всего — финальным «Навеки!», в котором слиты прошлое и будущее, «от веку» и «навечно». Не случайно и многократно повторенное будущее время («не покинет», «сохраним», «пронесем», «дадим» и «спасем»): таким образом утверждается вера в саму возможность будущего для России. В целом стихи не только и не столько патриотические, сколь философские — о природе и роли искусства в истории человечества.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1284