Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века » Платонов А.П.

В категории материалов: 14
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Точная дата написания рассказа "Корова" Платонова неизвестна, но это произведение относится к вершинным достижениям новеллистики автора, в нем писатель с необыкновенной силой сумел соединить "две стихии" - мир техники и мир живой природы, ему удалось показать глубочайшие переживания и взрослых людей, и ребенка, и живого существа, относящегося к миру животных, но наделенного, как полагает автор рассказа, душой, способной ощущать боль и остро откликаться на несправедливость, страдать, подобно людям (а может, и сильнее) от потери близкого существа.


Андрей Платонович Платонов (1899-1951) родился в Воронеже, его отец был слесарем-железнодорожником, и с детства Андрей испытывал влечение к технике, оставшееся с ним на всю жизнь; всю жизнь Платонов был "мастеровым человеком", умеющим обращаться с инструментом, знающим, что любая машина может и должна работать. Это сыграло большое значение в творчестве писателя, в котором значительное место занимают люди, любящие технику и умеющие сделать так, чтобы она "ожила". Стихи, по его собственному утверждению, он начал писать с 12-13-и лет.


«Шарманка» — комедия А.П. Платонова. Написана для МХАТа в 1930 г. Впервые опубликована в России в журнале «Театр» (1988, №1).


«Котлован» — повесть А.П. Платонова. Повесть представляет собой редкое исключение в творчестве Платонова: автор указал точную дату ее создания: «декабрь 1929 — апрель 1930 г». Но в данном случае имеется в виду не столько период работы автора над произведением, сколько время изображенных в ней событий. Повесть была написана в начале 30-х гг., о чем говорит, например, упоминание о необходимости сеять сою, указывающее на проводившуюся тогда кампанию массового внедрения этой сельскохозяйственной культуры.


Время, когда создавался рассказ «В прекрасном и яростном мире» («Машинист Мальцев») (1938), было неспокойным: страна жила предчувствием войны. Литература должна была ответить на вопрос о том, какими силами располагает народ, чтобы отразить военную угрозу. А. Платонов в своем рассказе дал такой ответ: «залог победы — душа народа». Основой сюжета стали перипетии жизненного пути машиниста паровоза Мальцева. 


Героиня рассказа «Фро» — молодая работница Фрося так же, как и Фома Пухов, живет по «законам естества». Она недавно вышла замуж, ей близки радости семьи, домашнего очага. Само имя Ефросиния в переводе на русский язык означает «радость». В отличие от Фроси, интересы ее мужа Федора выходят за рамки быта и личной жизни: он уехал на Дальний Восток — «направлять» какие-то электрические машины. 


А. Платонов был сторонником революции, возлагал на нее особые надежды. Его кумиром был философ Н. Ф. Федоров (1828—1903), допускавший регулирование законов природы, веривший в возможность достижения реального бессмертия, провозглашавший необходимость воскрешения предков, считавший выполнение подобных задач общим делом. А. Платонов воспринял философские взгляды Н. Федорова как проявление наивысшей гуманности, на которую способно человечество.


А. Платонов — оригинальный русский писатель, проживший недолгую жизнь, но оставивший заметный след в истории русской литературы XX века. В его произведениях отразились сила и слабость драматического времени: энтузиазм народа-строителя, созидателя и призрачность идеалов, за которые его агитировали представители новой власти, надежда на лучшее и трагедия концлагерей, арестов, высылки из родных мест в далекие края. 


Венчает повесть "Котлован" смерть девочки-сироты Насти, забота о которой наполняла теплом сердца строителей «общепролетарского дома». Каждый из них был убежден, что именно Настя должна прежде всех жить в этом доме. Строители «общепролетарского дома» не только оттаивают сердцем, заботясь о девочке, они фактически заменяют сироте семью, в ее счастье видя смысл своего существования: достают еду, игрушки, приспосабливают гроб вместо кровати... 


Страницы, посвященные «раскулачиванию», самые драматические в повести. Главную ошибку коллективизации автор видит в том, что не на тех была сделана ставка. Истинный коллектив, по Платонову, строится на основе добровольного и осознанного вхождения в него каждого члена. Однако «колхоз» в повести "Котлован" — объединение людей, лишенных своей воли, ответственности за свои поступки, лишенных даже имени, а ведь имя у писателя — первый показатель того, что его обладатель — сознательная личность.


1-10 11-14