Описание и анализ пьесы "Шарманка" Платонова
«Шарманка» — комедия А.П. Платонова. Написана для МХАТа в 1930 г. Впервые опубликована в России в журнале «Театр» (1988, №1). Платонов обратился к драматургии по рекомендации М. Горького, которому написал несколько отчаянных писем с просьбой помочь снять запрет на публикацию романа «Чевенгур», но получил лишь совет переделать роман в пьесу. После отказа МХАТа от инсценировки «Чевенгура» Платонов написал «Шарманку». В комедии с самого начала обозначен мотив странствия «в даль страны», который настойчиво повторялся в «Эфирном тракте» и «Епифанских шлюзах», «Чевенгуре» и «Котловане», «Впрок» и «Ювенильном море». В «Шарманке» звучание мотива усиливается его повторением в песне, которую исполняют главные герои комедии — юные представители поколения социалистической эпохи, платоновские «новые люди» Мюд и Алеша. Девочка-сирота Мюд — «дитя всего международного пролетариата». Ее спутник Алеша — странник, музыкант и изобретатель. Этот персонаж — двойник центрального героя большинства платоновских произведений — творца и преобразователя мира, технического гения, способного на полное самопожертвование ради высших целей человечества. Алеша — изобретатель железного человека-робота Кузьмы, исполняющего при юных культработниках функции аттракциона. Образ «механической личности», скрежещущим голосом произносящей лозунги, является авторской пародией на собственные замыслы раннего Платонова: идею «нормализованного работника», изложенную в одноименной статье писателя периода его увлечения теорией пролетарской культуры. Подобно Вощеву из «Котлована» герои «Шарманки» встречают на пути «постройку в пустоте». Мотив сооружения «башни посреди всемирной земли», перемещаясь из «Котлована» в «Шарманку», существенно трансформируется. Инженер Прушевский, руководя работами на котловане, беспокоился, что строит «мертвый» дом, так как не мог предвидеть устройство души его будущих жителей. В комедии башня-дом превращается в «башню надлежащей души», которую хочет купить прибывший в страну социализма европейский профессор Стервенсен. Сюжетная ситуация покупки души социализма повторяет известный сюжет «Мертвых душ». Европейский ученый желает получить недостающую капиталистическому миру духовную «надстройку»: энтузиазм советских людей — «небесную радость земного труда». Однако вместо стройки нового мира и ударников социалистического труда, к которым стремятся и Стервенсен, и Мюд с Алешей, они попадают в организацию, исказившую социалистическую идею, — пищевой кооператив, возглавляемый бюрократом Щоевым. В кооперативе изобретают искусственную пищу, устраивают для иностранных гостей показной бал новой еды, которая оказывается непригодной для людей. В стране социализма западный ученый обнаруживает единственного человека, который проходит проверку на духовную преданность новому миру — это Мюд. Алеша не выдерживает испытания капиталистическим искушением и соглашается продать душу, получив взамен высшее достижение науки и техники — дирижабль. В финале враждебный принципам социалистического мира кооператив исчезает с лица земли, освобождая место для истинной стройки социализма. В 1997 г. была осуществлена радиопостановка «Шарманки». Роль Щоева талантливо исполнил М.А. Ульянов. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6467
| |