Главная » Статьи » Литература 20 века » Зощенко М.М. |
В категории материалов: 13 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Михаил Михайлович Зощенко (1894—1958) - прозаик, сатирик. Он родился в интеллигентной семье. Его отец — художник-передвижник, мать — автор небольших рассказов. Во время первой мировой войны Зощенко прерывает учебу в университете и уходит на фронт. За храбрость, проявленную во время боев, он был четырежды награжден. |
Рассказ М. Зощенко «Приятная встреча» был напечатан в 1929 году. Как это характерно для юмора Зощенко, речь в нем идет о прямо противоположном тому, что было заявлено в заголовке (сравните с другими рассказами: «Аристократка», «Счастье», «Любовь», «Легкая жизнь», «Богатая жизнь», «Счастливое детство», «Честный гражданин» и тому подобное) |
Говоря о Михаиле Зощенко как об авторе произведений для детей, следует подчеркнуть, что он адресовал их читателям младшего возраста. Правда, в 1939 г. Детиздат выпустил сборник широко известных рассказов писателя, таких, например, как “Баня”, “Аристократка”, “Нервные люди” и др., которые к тому времени вошли в круг детского чтения. Но автор писал их не для детей. |
Накануне дети получают домашнее задание прочитать рассказы "Галоша" и "Встреча", и урок начинается с вопроса: "На произведения каких писателей и чем похожи эти рассказы?" Дети вспоминают "Лошадиную фамилию" Чехова и "Ночь перед Рождеством" Гоголя. Они, по мнению учеников, такие же веселые. Соглашаясь с этой догадкой, привожу мнение Сергея Есенина, сказавшего о Зощенко: "В нем есть что-то от Чехова и Гоголя". |
За «Елкой» идет один из самых длинных рассказов цикла — «Великие путешественники». Он также один из позднейших (впервые опубликован в «Звезде», 1940, № 10). Здесь рассказывается о приключениях автора в возрасте шести лет, когда он со старшей сестрой и сыном дачной хозяйки отправился тайком в кругосветное путешествие. |
«Елка» — шестой рассказ в цикле — был опубликован первым. Он появился в номере «Ленинградской правды» от 1 января 1938 г. и затем в нескольких сборниках Зощенко. В этом рассказе больше, чем в остальных, обнажается библейский фундамент всего цикла. Рассказчик в «Елке» сознательно, умышленно отведывает запретного плода и за это наказан. В этом рассказе автор точно указывает свой возраст и возраст сестры во время описываемых событий. Сравнивая его с другими историями, мы видим, что события в нем происходят раньше других, т. е. что описанное здесь первородное грехопадение предшествует всем остальным приключениям. |
В рассказе «Тридцать лет спустя», впервые опубликованном в «Звезде» (1940, № 3-4), переплетаются темы детской ревности, разного отношения взрослых к детям, еды и подарков, но теперь они приводят к другим результатам, в отличие от предыдущих рассказов цикла. Это произведение тоже начинается со сравнения брата и сестры: у них разная склонность к заболеваниям, и реакция родителей на страдания каждого разная. |
Рассказ «Галоши и мороженое» впервые был опубликован в «Крокодиле» (1939, № 5). Здесь, по сравнению с предыдущим рассказом цикла («Не надо врать»), нарастает серьезность проступков, совершенных детьми, нарастают и последствия. Рассказчик вводит нас в действие, говоря о своей детской любви к мороженому и о том, что мать, беспокоясь за здоровье детей, не позволяла его есть ни ему, ни сестре. |
Первый рассказ цикла «Леля и Минька», «Не надо врать» (впервые опубликованный в «Звезде», 1940, № 3—4), задает тон следующим. Случай, о котором повествуется здесь, появляется также в «Перед восходом солнца», где называется «Это недоразумение». В обоих «вариантах» рассказчик, испуганный первоклассник, не может прочитать наизусть стихотворение Никитина «Зимняя ночь в деревне» и получает плохую отметку. |
Среди многочисленных сочинений, написанных Зощенко для детей, выделяется цикл рассказов, озаглавленных «Леля и Минька». Все они, кроме одного, появились в 1938— 1940 годах и публиковались не в том порядке, в каком были расположены позже. Когда Зощенко, наконец, опубликовал их вместе (в 1946 г.), под общим заголовком, выбранный им порядок связал рассказы так умело, глубоко и последовательно, что эти восемь вещей образовали вполне единое целое, безупречное по структуре. |