Анализ рассказа "Не надо врать" Зощенко М.М. (цикл "Леля и Минька")
Первый рассказ цикла «Леля и Минька», «Не надо врать» (впервые опубликованный в «Звезде», 1940, № 3—4), задает тон следующим. Случай, о котором повествуется здесь, появляется также в «Перед восходом солнца», где называется «Это недоразумение». В обоих «вариантах» рассказчик, испуганный первоклассник, не может прочитать наизусть стихотворение Никитина «Зимняя ночь в деревне» и получает плохую отметку. Суть происшествия в большем произведении в том, что плохая оценка незаслуженна, это недоразумение: рассказчик не знал, что стихотворение было задано для зубрежки; он чувствует облегчение от того, что все оказалось недоразумением. Что же касается «Не надо врать», то здесь повествование сосредоточено, напротив, на попытках рассказчика (под влиянием старшей сестры) скрыть плохую отметку, чтобы не лишиться фотоаппарата, обещанного ему к именинам. Сознавшись перед отцом в этой уловке, он был вознагражден фотоаппаратом за честность, невзирая на плохую отметку. Уже здесь введены все важные действующие лица и обозначены роли, которые они будут играть в течение всего цикла. В центре два протагониста (ведущих лица), это рассказчик — невинное, доверчивое дитя, и его сестра Леля — орудие дьявола, если только он когда-либо существовал. Это она дает совет Миньке и вдохновляет его на подделку дневника, и она же страдает в конце рассказа, ошибочно решив, что плохая успеваемость в школе теперь вознаграждается. Почти всегда она — сознательный подстрекатель к бесчинствам, творимым в этих историях, а Минька — ее послушный ученик и сообщник. Эти два детских образа, вместе с их родителями, проведены через все рассказы, и это стало одним из сильнейших объединяющих факторов. Мораль обычно вкладывается в уста отца в форме приговора детям. Мать остается на заднем плане, если не считать ее нечастых истерических выкриков. Есть еще бабушка, выходящая на первый план в одном из рассказов и временами возникающая в остальных; она тоже не меняется от одного рассказа к другому. Одинаковы не только портреты, но и взаимоотношения действующих лиц. Леля - лидер, Минька - последователь; отец — судья, требующий дисциплины; мать в тени. На протяжении всего цикла отношение родителей к каждому из детей неизменно, и через тридцать лет после событий проникновение в загадку этого отношения помогает рассказчику понять поведение сестры. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 19788
| |