Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Зощенко М.М.

Анализ рассказа "Не надо врать" Зощенко М.М. (цикл "Леля и Минька")

  • Статья
  • Еще по теме

Первый рассказ цикла «Леля и Минька», «Не надо врать» (впервые опубликован­ный в «Звезде», 1940, № 3—4), задает тон следующим. Слу­чай, о котором повествуется здесь, появляется также в  «Перед восходом солнца», где называется «Это недоразуме­ние». В обоих «вариантах» рассказчик, испуганный перво­классник, не может прочитать наизусть стихотворение Ники­тина «Зимняя ночь в деревне»  и получает плохую отметку. Суть происшествия в большем произведении в том, что пло­хая оценка незаслуженна, это недоразумение: рассказчик не знал, что стихотворение было задано для зубрежки; он чув­ствует облегчение от того, что все оказалось недоразумением. Что же касается «Не надо врать», то здесь повествование сосредоточено, напротив, на попытках рассказчика (под вли­янием старшей сестры) скрыть плохую отметку, чтобы не лишиться фотоаппарата, обещанного ему к именинам. Со­знавшись перед отцом в этой уловке, он был вознагражден фотоаппаратом за честность, невзирая на плохую отметку.

Уже здесь введены все важные действующие лица и обо­значены роли, которые они будут играть в течение всего цикла. В центре два протагониста (ведущих лица), это рас­сказчик — невинное, доверчивое дитя, и его сестра Леля — орудие дьявола, если только он когда-либо существовал. Это она дает совет Миньке и вдохновляет его на подделку днев­ника, и она же страдает в конце рассказа, ошибочно решив, что плохая успеваемость в школе теперь вознаграждается. Почти всегда она — сознательный подстрекатель к бесчинст­вам, творимым в этих историях, а Минька — ее послушный ученик и сообщник. Эти два детских образа, вместе с их родителями, проведены через все рассказы, и это стало одним из сильнейших объединяющих факторов. Мораль обычно вкладывается в уста отца в форме приговора детям. Мать остается на заднем плане, если не считать ее нечастых исте­рических выкриков. Есть еще бабушка, выходящая на пер­вый план в одном из рассказов и временами возникающая в остальных; она тоже не меняется от одного рассказа к дру­гому.

Одинаковы не только портреты, но и взаимоотношения действующих лиц. Леля - лидер, Минька - последователь; отец — судья, требующий дисциплины; мать в тени. На про­тяжении всего цикла отношение родителей к каждому из детей неизменно, и через тридцать лет после событий проник­новение в загадку этого отношения помогает рассказчику понять поведение сестры.

Понравился материал?
14
Рассказать друзьям:
Просмотров: 19788