Анализ рассказа "Елка" Зощенко М.М. (цикл "Леля и Минька")
«Елка» — шестой рассказ в цикле — был опубликован первым. Он появился в номере «Ленинградской правды» от 1 января 1938 г. и затем в нескольких сборниках Зощенко. В этом рассказе больше, чем в остальных, обнажается библейский фундамент всего цикла. Рассказчик в «Елке» сознательно, умышленно отведывает запретного плода и за это наказан. В этом рассказе автор точно указывает свой возраст и возраст сестры во время описываемых событий. Сравнивая его с другими историями, мы видим, что события в нем происходят раньше других, т. е. что описанное здесь первородное грехопадение предшествует всем остальным приключениям. Подобно прочим, этот рассказ довольно прост. В возрасте пяти лет доверчивый Минька поддается уговорам семилетней сестры сопроводить ее в комнату, где стоит рождественская елка. Они глазеют на дерево, украшенное игрушками и сластями, и на подарки, лежащие под ним. Леля советует не обращать внимания на подарки, но говорит, что они могли бы съесть по пастилке. Ясно, что здесь, как и в нескольких предыдущих рассказах, разрабатывается одна из основных библейских тем. Не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть здесь Искушение и Грехопадение, о которых повествует Книга Бытия. Представлено следующее: 1) женщина (Леля) совращает мужчину (Миньку); 2) он вкушает запретный плод; 3) плод висит на дереве, стоящем посреди детской версии Рая (мешки с игрушками); 4) заявление Миньки, что это Леля научила его пойти против родительского закона; 5) утверждение отца, что в результате детям будет трудно жить на свете и что они умрут в одиночестве; б) изгнание детей на комнаты, где лежат игрушки, и обещание, что все игрушки будут завтра розданы. Зощенко искусно использовал большинство основных элементов Писания, чей ясный отзвук в «Елке» придал этой вещи знакомые черты и структуру, усилившие ее воздействие на читателя. «Елка» — самый яркий пример зощенковского использования Библии в подтексте, однако и некоторые другие рассказы содержат утверждения и наставления, по-видимому прямо извлеченные из Писания. Еще один впечатляющий пример, который мог бы вспомнить здесь читатель, — это совет, даваемый Миньке отцом в «Бабушкином подарке». Тема подаяния, не выставляемого напоказ, — одна из центральных в Новом Завете. Отец рассказчика защищает тот же подход, который представил евангелист. Аллюзию усиливает библейское упоминание Отца и символическое высказывание о левой и правой руке. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12978
| |