Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Зощенко М.М.

Рассказы Зощенко для детей: названия, характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Говоря о Михаиле Зощенко как об авторе произведений для детей, следует подчеркнуть, что он адресовал их читателям младшего возраста. Правда, в 1939 г. Детиздат выпустил сборник широко известных рассказов писателя, таких, например, как “Баня”, “Аристократка”, “Нервные люди” и др., которые к тому времени вошли в круг детского чтения. Но автор писал их не для детей.

Рассказы для детей Михаил Зощенко создавал в период своей “перестройки”, с 1937 по 1945 г. Некоторые из них независимы друг от друга (“Глупая история”, “Показательный ребенок”, “Самое главное”, “Бедный Федя”, “Приключения обезьяны” и др.). Остальные составили цикл (“Умные животные” и “Храбрые и умные”, 1939; “Леля и Минька”, 1939-1940; “Рассказы о Ленине”, 1939-1940).

Все эти рассказы Зощенко для детей объединяет ряд общих признаков. Поскольку они адресованы ребятам младшего возраста, язык их должен быть предельно простым. Для Зощенко это не было проблемой. Он всегда стремился к тому, чтобы язык его произведений был доступен “бедным”, т.е. мало подготовленному читателю. Отсюда короткие предложения, минимум описаний, система повторов, характерные для живой разговорной речи.

Другой особенностью рассказов Зощенко для детей была их сознательная дидактичность. Иной раз мораль провозглашается прямо в заглавии (“Не надо врать”). Но обычно она формулируется или самим автором, или кем-либо из персонажей. В рассказе “Самое главное” функцию “резонера” выполняет мама Андрюши Рыженького, в большинстве рассказов цикла “Леля и Минька” - отец детей, а в “Глупой истории” самым умным оказывается “маленький мальчик Коля”: “А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает”. Однако зощенковская дидактичность не выглядит назойливой. Мораль - это естественный итог истории, расцвеченной добрым юмором.

Наибольшей известностью пользовались “Рассказы о Ленине”. По понятным причинам они широко пропагандировались и неоднократно переиздавались. Они и на самом деле заслуживают высокой оценки. Не следует забывать, что Ленин в массовом сознании людей 30-40-х годов был бесспорным эталоном всех лучших человеческих качеств. Работая над образом Ленина, Михаил Зощенко в первую очередь опирался на мемуарную литературу о нем. Все 16 рассказов цикла основаны на свидетельствах современников. Важно и то, что, в отличие от многих других, писавших о Ленине, Зощенко не интересовал Ленин-политик, Ленин-вождь. Писателя привлекали те эпизоды жизни Ленина, где высвечивались черты его внутреннего облика, его нравственные качества. Уже в детстве Володя Ульянов старается быть честным и правдивым (“Графин”), воспитывает мужество в себе и других (“Серенький козлик”). В юношеские годы он поражает окружающих своей организованностью и работоспособностью (“Как Ленин учился”). Писатель раскрывает и такие ценные качества своего героя, как находчивость (“Рассказ о том, как Ленин перехитрил жандармов”), скромность и душевная чуткость (“В парикмахерской”, “Покушение на Ленина”), самоограничение (“О том, как Ленину подарили рыбу”), подлинный демократизм (“Ленин и часовой”, “Ленин и печник”) и т. д. “В каждом рассказе, - пояснял свой замысел писатель, - показана та или иная черта характера великого человека. Сложенные вместе, рассказы должны были дать образ Ленина”. Следует заметить, что зощенковский Ленин стал не только примером для подражания юным читателям, но и живым упреком для малых и больших руководителей государства, претендующих на собственную непогрешимость и напрочь лишенных тех высоких нравственных качеств, которые увидел Зощенко у Ленина. Возможно, это тоже стало одной из причин расправы над писателем.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

Понравился материал?
14
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8569