Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Платонов А.П.

Андрей Платонов: биография и творчество писателя (4 вариант)

  • Статья
  • Еще по теме

Андрей Платонович Платонов (1899-1951) родился в Воронеже, его отец был слесарем-железнодорожником, и с детства Андрей испытывал влечение к технике, оставшееся с ним на всю жизнь; всю жизнь Платонов был "мастеровым человеком", умеющим обращаться с инструментом, знающим, что любая машина может и должна работать. Это сыграло большое значение в творчестве писателя, в котором значительное место занимают люди, любящие технику и умеющие сделать так, чтобы она "ожила". Стихи, по его собственному утверждению, он начал писать с 12-13-и лет.

Одновременно с поступлением в техникум Платонов начинает сотрудничать в воронежских газетах (1918), а осенью 1922-го года выходит книга его стихотворений "Голубая глубина", в которой можно встретить такие строки: "Я сердце нежное, влюблённое Отдал машине и сознанию. Во мне растут цветы подводные. Я миру вестник мира дальнего". Литература и электротехника, мелиорация - вот чему была отдана молодость Андрея Платонова.

Первые его прозаические произведения начали выходить в 1927-м году (повесть "Епифанские шлюзы", в этом же году создана повесть "Город Градов"), и они привлекли внимание к молодому писателю, его творчество отметил Горький - он назвал Платонова одним из самых талантливых молодых писателей. Уже в первых произведениях автора большое место заняла тема техники, преобразующей жизнь и человека, и уже в самом начале творческого пути Платонов узнал, что такое быть "непечатным": повесть "Эфирный тракт", создававшаяся в 1926-27-м годах, впервые была напечатана только в 1968-м году... Однако в конце двадцатых годов у Платонова выходят сборники прозы ("Сокровенный человек", (1928); "Происхождение мастера", 1929), и его положение в литературном мире становится вполне устойчивым.

Изменение отношения всесильных руководителей страны к писателю обычно связывают с появлением рассказа "Усомнившийся Макар" (1929), в котором Платонов показывает привычный для русской литературы образ странника, ищущего ответа на какие-то коренные вопросы бытия. Макар Ганушкин ищет ответа на вопрос: "Почему жизнь устроена столь бестолково?". В поисках ответа он оказывается в самой Москве, где и понимает смысл происходящего - когда попадает в сумасшедший дом... В этом рассказе было "выявлено" двойственное отношение к современности, рассказ называли "двусмысленным", поэтому изменилось и отношение к его автору.

В конце 20-х - начале 30-х годов Платонов создает произведения, которые позднее назовут антиутопиями - это предостережения, чем может закончиться "экспериментирование" над людьми и человечеством, которое своей целью видит "улучшение" жизни и осуществляется в форме жесткого диктата, подавления человеческой личности. Роман "Чевенгур" (1928-30), повесть "Котлован" (1930) - наиболее крупные произведения этого жанра, они показывают читателю масштаб личности Платонова-гуманиста, активно протестующего против бездумного преобразования действительности в угоду сиюминутным интересам, против построения "счастья без счастья", когда все, что делается, не приносит человеку осознания правильности совершаемого им, душевного покоя и уверенности в себе - и значит, не делает его счастливым. Строительство "котлована", забирающего людские жизни и души, оказывается бессмысленной тратой сил и не может ни на йоту изменить жизнь к лучшему, потому что оно по сути своей антиличностно, античеловечно, оно разделяет людей на "хороших и плохих", только как быть, если единственная возможность "улучшить" человечество имеет такой жутковатый вид: "Это значит: плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало"?..

Переломным в отношении к Платонову стал 1931-й год, когда было опубликовано его произведение под названием "Впрок (Бедняцкая хроника)". Появившееся в разгар коллективизации, оно показало, чем является для деревни это насильственное превращение крестьянина в колхозника, показало всю абсурдность такого подхода к жизни деревни и крестьянина, некую "бесноватость" происходящего. Так, одним из главных героев является "Семен Кучум, ... этот мрачный вождь бедняцкого движения к хлебу и свету", организатор колхоза, представляющего собой "казарменный социализм", который в плане обеспечения колхозников продуктами "оказался скупым рыцарем", который не может нормально объяснить, за счёт чего достигнут рост показателей производства, но не сомневающийся в том, что только он знает ответ на все вопросы и выносящий "приговор" рассказчику, сомневающемуся в правильности происходящего: "Понятно: нет в тебе колхозного чувства и классовой нужды, не все поспевают за революцией. Кто имеет чувство иль хотя бы нашу классовость, у того и ум, а чувства - остаются одни вопросы и злоба". В некоторых исследованиях о Платонове встречаются утверждения, будто бы сам Сталин после прочтения "Впрок" написал на тексте: "Платонов - сволочь!"

Конечно, после этого судьба творчества Платонова и самого писателя была практически предрешена, его "исключили" из литературы, в 30-е годы ему было очень трудно публиковать свои произведения, если удавалось это сделать, то это были рассказы или критические статьи, а наиболее значимые вещи, созданные им в это время ("Джан", 1933; "Ювенильное море", 1934) выходили или в отрывках, искалеченные цензурой, или "лежали в столе" в ожидании лучших времен... Те же рассказы, которые появлялись в печати, подвергались "критике", целью которой было втоптать в грязь имя и творчество Платонова. Так, в 1937-м году вышел небольшой сборник рассказов писателя "Река Потудань", в рецензиях на который Платонова обвинили в "фальшивом гуманизме".

Нравственная позиция писателя в это период может быть соотнесена с моралью героя его рассказа "Юшка", которого люди буквально истязают своими непониманием и агрессивностью, в конце концов они его и убивают (именно они, хотя сделал это "один человек"!), но который уверен, что "Меня... народ любит! ... Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое".

В период Великой Отечественной войны Андрей Платонов был корреспондентом газеты "Красная звезда", он много ездил по фронтам, хорошо знал жизнь армии, его очерки и рассказы прекрасно воспринимались читателем. В годы войны писатель опубликовал несколько книг: "Под небесами Родины" (1942), "Рассказы о Родине" (1943), "Броня" (1943), "В сторону заката солнца" (1945). В творческом плане это было очень удачное для него время, но в личной жизни у Платонова произошла трагедия: умер его сын, а сам он заразился от умирающего туберкулёзом, что привело к демобилизации из армии по болезни.

Послевоенный период творчества Платонова начался с публикации в журнале "Новый мир" (1946, № 10-11) рассказа "Семья Иванова" (позже публиковался под названием "Возвращение"), и это произведение вызвало шквал самой разнузданной критики и бездоказательных обвинений в адрес писателя. Его обвиняли в том, что он оклеветал и советских воинов, победивших фашизм, и тружеников тыла, живших одной жизнью с армией, и весь советский народ в целом... Инициатором травли больного, "только становящегося на ноги", писателя был тогдашний руководитель Союза писателей А. Фадеев.

Сюжет рассказа "Возвращение" прост: капитан Иванов возвращается с войны к своей семье - жене и двум детям -, но отношения между ним и женой не складываются, и он решает оставить семью, отправляется на вокзал, садится в поезд - но, увидев своих детей, догоняющих поезд и зовущих его назад, возвращается к ним и семье. Андрей Платонов показывает, какое страшное влияние оказывает война на людей, ведь даже самые близкие, родные друг другу, люди, пройдя черед войну, не могут сразу понять друг друга, их "страшит" новая жизнь, так не похожая на кошмар военных лет. Дети, жена - эти люди пугают Иванова тем, что он не может понять их, и он малодушно решает бежать от трудности "возвращения" в нормальную жизнь, но, оказывается, человек не может просто так оставить родных людей, поэтому герой, наверное, неожиданно для себя возвращается: "Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошёл с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети". То, что герой сумел вернуться, показывает величие души человека, неразрывность родственных связей между людьми, это можно рассматривать как гимн силе, цельности, духовной мощи советского народа - а Платонова обвиняли в клевете на него!..

Последние годы жизни писателя были связаны с его тяжёлой болезнью, с "отлучением" от литературы, с тяжёлым материальным положением. Но он продолжал работать, он успел создать пьесу "Ученик Лицея", в которой обратился к образу вступающего в жизнь Александра Пушкина, показал великого поэта в пору его юности, надежд, в начале его блистательного литературного и жизненного пути. Пьеса эта при жизни автора так и не была поставлена, а опубликовали ее впервые в 1974-м году...

Андрей Платонов, биографию и творчество которого мы рассмотрели, уже при жизни был отнесён к числу классиков (хотя и непризнанных...) советской литературы, а после "возвращения" читателю всего того, что он создал, стало понятно, что Андрей Платонов - это один из самых крупных русских писателей XX века. Его гуманистическая позиция, его совершенный стиль, уникальное владение словом, потрясающая ритмическая организация его прозы, приближающая ее к поэтической речи, его провидческая способность разглядеть в действительности тенденции, которые пока что себя не проявили, но которые определяют ход ее, действительности, развития, его страстное желание сделать лучше и нравственнее жизнь людей, его верность себе и своим творческим и жизненным принципам, - все это определило огромное, непреходящее значение творчества писателя для русской и мировой литератур ушедшего XX века.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2562