Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

"Небывалая осень построила купол высокий...": анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

«Небывалая осень построила купол высокий...» (1922). Данное стихотворение — одна из вершин любовной лирики автора, которого называли «русской Сапфо». Любовная тематика занимала одно из главных мест, особенно в раннем ее творчестве, с течением времени уступая место гражданским мотивам.

История создания связана, скорее всего, со вторым мужем Ахматовой В. Шилейко, с которым она прожила в Мраморном Дворце в Петербурге, где В. Шилейко служил, в течение трех лет, с 1918 по 1921 г. Образ этого человека присутствует в сборнике «Анно Домини 1921» и во многих других произведениях. Вообще Ахматова предпочитала зашифровывать адресатов и героев любовных стихов, и здесь фигура героя достаточно размыта.

Эти стихи, как чаще всего бывает у Ахматовой, посвящены воспоминанию о моменте первой встречи: «вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему». Как обычно, природа здесь не фон, а непосредственный участник событий. Подобно стихотворению «Все обещало мне его», в данном тексте мир подает героине знаки, чего ей следует ожидать и как воспринимать эту встречу. В разгадывании знаков судьбы и заключен смысл произведения. Автор будто играет с читателями, рисуя противоречивое отношение к происходящему.

С одной стороны, есть ощущение необычности: «небывалая осень». Задержавшееся тепло, сияющее небо («купол высокий»), спутавшиеся сроки, на первый взгляд, служат предупреждением о чуде, о позитивной перемене в судьбе. Но постепенно, уже со второй строфы, детали предстают все более и более тревожными. Природа становится прекраснее («изумрудною стала вода...», «крапива запахла как розы...»), но при этом как бы меняет свою суть: вода «надевает маску» драгоценного камня, хотя она должна быть мутной в это время года, а сорняк прикидывается розой. В мире происходит что-то бесовское, и даже солнце приходит жестоким мятежником, хотя никогда раньше оно не имело у Ахматовой значения жестокости. Мистификация, обман, ложь окончательно обнаруживаются в оксюмороне «весенняя осень». Глагол «ласкалась» дает понять, что речь идет не о любви, а о страсти, которая напоминает любовь, являясь в реальности ее противоположностью.

Человек, который способен «спокойно» воспринимать происходящее, развенчивается в последней строке, являющейся как бы разгадкой знаков судьбы.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3946