Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

"Мне голос был": анализ стихотворения Ахматовой

  • Статья
  • Еще по теме

«Мне голос был» (1917) - образец гражданской лирики Ахматовой, одно из тех произведений, о которых друг автора, крупнейший русский поэт О. Мандельштам пророчески заметил: «...в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

История создания, возможно, связана с приглашением друга Ахматовой художника-мозаичиста Бориса Анрепа вместе покинуть Россию и перебраться в Европу навсегда, что сам Анреп и сделал, поселившись в Англии. В первоначальном варианте присутствовала первая строфа, впоследствии исключенная Ахматовой. В этой изъятой строфе она, будучи последовательной христианкой, объясняет произошедшее в России «грехом самоубийства», совершенного народом, отказавшимся и от Бога, и от собственного величия. Очевидно, подобное обвинение в адрес народа в дальнейшем показалось лишенным правомочности, и она снимает его. В окончательном тексте присутствует лишь важная для ее поколения аргументация отказа уехать из России, что значило бы снять с себя ответственность за трагедию.

Композиционно стихотворение состояло из двух симметричных восьмистиший (первое было потом снято) и финального четверостишия. В окончательном виде текст представляет собой начальное восьмистишие, в котором развивается тема соблазна, и заключительное четверостишие, фиксирующее даже не мотив, а просто жест отказа от соблазна.

Идейное содержание целиком связано с христианским понятием греха. Данное стихотворение позволяет не только говорить об Ахматовой как о поэте, обладающем ярко выраженным гражданским чувством (так ее творчество интерпретировалось в прошлом), но и видеть основу гражданственности в глубоком религиозном сознании. С этой точки зрения самый большой грех — отказ от формы и сущности, предназначенной тебе Богом. Как в годы Первой мировой войны народ отказался от своей сущности, совершив тем самым грех перед Создателем, так и сегодня, в 1917 году, когда она пишет данные строки, было бы столь же греховно отказаться от содеянного, не разделив ответственности за соучастие. «Голос» греха в стихотворении намного разнообразнее и даже поэтичнее, чем простота отказа: эпитеты («утешно», край «глухой и грешный», стыд «черный») противопоставлены единственному («недостойной»), характеризующему соблазн. Пафос стихотворения — в признании украшательства лжи и нагой простоты правды. Конфликт лжи и правды, греха и совести решается здесь в пользу духа, «скорбного», по признанию автора, но «не оскверненного».

Величие заслуги Ахматовой перед Россией чрезвычайно актуально в наши дни, когда перед многими снова встала проблема эмиграции. Стихотворение решает проблему в пользу долга и ответственности. И это подано у Ахматовой как не вынужденное, а абсолютно естественное поведение, прорастающее из сути, человеческой личности. Такую личность и способно сформировать творчество этого поэта.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1366