Анализ поэмы "Реквием" Ахматовой (6 вариант)
В жанре поэмы Ахматова работала относительно мало, в основном в зрелые годы, когда появился необходимый опыт осмысления действительности. Данное произведение связано с трагическими событиями в жизни автора: арестом сына, Л. Н. Гумилева, заключением в ленинградской тюрьме Кресты и семнадцатимесячными ее приходами туда в 1938—39 гг. с целью узнать о его судьбе. История создания уникальна, так как в годы репрессий Ахматова, в страхе за себя и за сына, не рискнула даже записать текст на бумаге, а в течение многих лет фиксировала в памяти, читая лишь самым близким друзьям. Опубликовать «Реквием» в России представилась возможность лишь спустя полвека, и в 1987 г. читатели впервые узнали этот шедевр. Название ассоциируется, во-первых, с траурным католическим богослужением. Главной темой здесь становится смерть, воспоминание о ней и дань памяти жертвам. К тридцатым годам поэзия Ахматовой давно стала отчетливо и осознанно трагической. «Реквием» плотно окружен стихотворениями подобной тематики. Второе значение названия музыкальное и стоит в связи с именами Верди и Моцарта, авторов наиболее значительных реквиемов. Пушкин, которым Ахматова много занималась в тот период, описывает в «Маленьких трагедиях» процесс создания Моцартом своего шедевра. Для автора важно подчеркнуть музыкальную структуру поэмы (она иногда называла ее симфонией), а конкретно — акцентировать внимание на роли лейтмотивов и контрапункта в ней. Композиция «Реквиема» включает эпиграф, предисловие, посвящение, вступление, 10 глав (некоторые имеют названия, а отдельные разделяются на подглавки), и эпилог, разбитый автором на две части. Эпиграф, как часто делала Ахматова, взят из ее же стихотворения и тем самым создает впечатление единства и неразрывности творческого пути. Предисловие, написанное в прозе, развивает главную для художника тему памяти и продолжает излюбленную мысль, и это видно, например, в «Мужестве», что поэзия, язык — не только условие сохранения нации, но и «сам история». «Реквием» — единственная в своем роде поэма, посвященная не только жертвам, но и женам репрессированных. В посвящении есть ассоциация с женами декабристов. В начале автор заявляет абсолютно открыто, что судьба русской женщины — от жен стрельцов петровского времени и декабристок до сталинских «членов семьи изменников родины» — всегда одна и та же. Мужчинам всегда репрессии, женщинам — проводы и оплакивание. Так русскую историю до Ахматовой никто не трактовал. Здесь главная угроза для автора со стороны власти. В дальнейшем развитии поэтической мысли возникают библейские ассоциации, прежде всего Апокалипсис («звезды смерти» и др.), «Книга пророка Софонии» («одичалый город») и Евангелие (образы Девы Марии, матери Иисуса Христа, Марии Магдалины и самого Сына Человеческого). Использует автор и детали из дантовской «Божественной комедии», а также пушкинского послания к декабристам. Много общего в образах поэмы со стихами друзей Ахматовой, особенно Мандельштама и Цветаевой («Воронежские тетради» и «Лебединый стан»). Особую роль в «Реквиеме» играет русский фольклор: и ритмически, и лексически, и образно (например, в главе 2: «Тихо льется Тихий Дон, желтый месяц входит в дом...») При всем европеизме Ахматова никогда не была элитарным поэтом, а всячески подчеркивала связь с национальной культурой, фольклором особенно, и часто прямо использовала его в творчестве. Очень важны в тексте эпитеты, особенно некоторые: «желтый» как цвет смерти и предательства, «каменный» — не только тяжелый, страшный, бесчувственный, но и — вечный. «Черный» у Ахматовой не столько траур, но символизирует забвение или безумие. Мотив безумия в «Реквиеме» связан с темой двойничества. В этом, по мнению Бродского, состоит ценность поэмы. Две Ахматовых, юная «насмешница и любимица всех друзей», и «окаменевшая» от горя мать — так двоится образ главной героини. Первая как бы удерживает вторую на пороге безумия. Здесь психологическое мастерство автора в лирическом стихотворении достигает своего апогея. В Эпилоге дана совершенно новая трактовка Горациево-Державинско-Пушкинской темы памятника. Ахматова требует памятника себе вблизи тюрьмы: «Здесь, где стояла я триста часов», утверждая тем самым, что история России в двадцатом веке есть история тюрем и насилия. Эта мысль сближает Ахматову с такими гениями нашего времени, как Бродский и Солженицын. Значение «Реквиема» в огромной степени — в новом подходе к патриотической тематике. Ахматова не умеет «любить родину с закрытыми глазами», предпочитая, как сказал Чаадаев, «оскорбить ее, лишь бы ее не обманывать». «Реквием» также наиболее убедительное свидетельство гуманистического характера ахматовского творчества. В этом смысле он вполне продолжает пушкинскую традицию «призывания милости к падшим». Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1532
| |