"Реквием" Ахматовой: анализ поэмы (4 вариант)
"Реквием" (1935 - 1940) - цикл стихотворений, который сама Ахматова называла поэмой. Они создавались в один из самых трагических периодов её жизни и стали свидетельством силы человеческого духа, преданности своему народу, нравственной чистоты и чувства собственного достоинства, самоотверженности и героизма женщины-матери, до конца борющейся за жизнь своего ребенка. Л.К. Чуковская вспоминает, что Ахматова давала ей прочитать стихи из "Реквиема", она запоминала их наизусть, после чего Анна Андреевна сжигала листки бумаги: "Это был обряд: руки, спичка, пепельница, - обряд прекрасный и горестный". Есть что-то трагически-символическое в том, что память о "страшных годах ежовщины" сохранялась тоже в памяти - памяти тех, кто нашёл в себе силы оставаться человеком тогда, когда это, казалось, было невозможно... Конечно, "Реквием" Ахматовой, анализ которого нас интересует, - это в первую очередь трагедия матери, у которой отняли сына, здесь отчётливо прослеживается библейская тема матери и сына. Но, вместе с тем, это и обобщённая картина страданий народа, который поставлен в нечеловеческие условия жизни, когда рвутся самые прочные, исконные связи между людьми, "когда улыбался. Только мёртвый, спокойствию рад". Интересна композиция поэмы "Реквием" Ахматовой. Находящаяся в центре внимания история матери обрамлена картинами широкого обобщающего характера, утверждающими единство судьбы лирической героини и народа: этому служат "Вместо предисловия", "Посвящение", "Вступление", "Эпилог", это же, как отмечалось, утверждает и эпиграф. В этих частях поэмы мы встречаем большое число персонажей, каждый из которых несёт в себе своё горе, за каждым из которых стоит своя трагедия, что в конечном итоге и представляет панораму народной жизни: "невольные подруги Двух моих осатанелых лет", "женщина с голубыми губами", "старуха", которая "выла... как раненый зверь", все те, "кто там стоял со мною"... Рисуя в одной-двух строках образ женщины-матери, Ахматова в анализируемой поэме "Реквием" показывает, сколь страшной становится её судьба, когда ей приходится отвоёвывать у безжалостной тюремной машины свою плоть и кровь. И на этом страшном трагическом фоне судьба лирической героини воспринимается как подлинно народная судьба, поскольку в горе все равны, тем более - матери... Образ лирической героини - это в первую очередь образ-автобиография: здесь и воспоминания о счастливом прошлом, здесь и явно выраженный поэтический дар ("А это вы можете описать?"), здесь и присущая поэзии Ахматовой предельная откровенность в выражении чувств, к сожалению, трагических. Жизнь героини разделена на два "времени", каждое из которых одинаково страшно, потому что смысл жизни определяется в каждом из них ожиданием сначала - ожиданием приговора, "каменного слова", до которого ещё жива была надежда на то, что всё может измениться; затем, после его провозглашения, - ожиданием избавления от этого непереносимого страдания, от новой жизни, когда "Надо снова научиться жить". Рисуя картину "Уводили тебя на рассвете", Ахматова обращается к вековому трагическому опыту женщин, которым приходилось терять своих близких ("стрелецкие жёнки"), показывая трагизм положения матери, потерявшей сына и живущей его судьбой, ожиданием невероятного, она, как бы отстраняясь от своей судьбы, говорит: "Эта женщина". "Нет, это не я, это кто-то другой страдает, Я бы так не могла..." Лирическая героиня поэмы совершает невозможное ранее для себя - ради спасения сына: "Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой". В этих строках видна отчаянная боль, ведь самый близкий человек не может быть "ужасом" - но как же тогда назвать то "окаменелое страданье", которое мать видит в "сына страшных глазах"? После того, как вынесен приговор, мука матери становится невыносимой, и лирическая героиня поэмы "Реквием" Ахматовой обращается к смерти - как к избавлению от страданий ("и живые будут завидовать мёртвым"?!). Именно смерть становится желанным избавлением от мучений жизни: "Мне всё равно теперь..." Вторая возможность избавиться от постылой жизни - это "безумие": "Когда безумие крылом Души накрыло половину... "Чёрная долина", в которую "манит" безумие, - это избавление от того кошмара, который теперь зовётся жизнью, и лирическая героиня признаётся "И поняла я, что ему Должна я уступить победу…" Однако такой исход собственной судьбы означает в первую очередь гибель сына, оставленного матерью, поэтому он неприемлем для лирической героини, не случайно же Ахматова вновь обращается к Матери, которая дала этому миру величайшую его, мира, надежду ("Распятие"). В "Эпилоге" появляется мотив памяти, который представлен в образе памятника. Говоря о том, что она "согласье даёт" на то, чтобы "в этой стране" ей воздвигли памятник, лирическая героиня (или Анна Ахматова?) ставит условие: этот памятник должен стоять "здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов". Здесь - это "под красною, ослепшею стеною", за которой прячут от матери её сына. Выдержав всё, что послала ей доля, Ахматова имела права сказать о себе: "И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ..." Таким образом, мотив единства судьбы лирической героини и народа, частью которого она является, заявленный в эпиграфе, красной нитью проходит черед всю поэму "Реквием" и чеканно-чётко завершает её, поэтому его можно назвать сюжетообразующим, на нём строится произведение, в котором якобы "далёкая от народа" поэзия Ахматовой необыкновенно глубоко и полно выражает наиболее сокровенное в душе этого народа... Поэма "Реквием" Ахматовой, анализ которой мы провели была для поэтессы одним из наиболее страшных произведений, потому что эти "стихи" выросли не из "сора", а из страдания, которое выпало на долю женщины-матери, разделившей трагическую судьбу своего народа в "осатанелые годы" его истории. Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2875
| |