Анализ поэмы "Реквием" Ахматовой (5 вариант)
В 30-е годы стихи Анны Ахматовой не могли быть опубликованы. Ахматова не так боялась за себя, как за сына: 18 лет она пыталась вызволить его из лагерей (его освободил только XX съезд). Мать и сын недолго прожили бы, попадись в руки властям «Реквием». В 1938—1940 гг. Лев Гумилев ждал суда в ленинградской тюрьме «Кресты». Полтора года простояла Анна Андреевич среди сотен матерей и жен в страшных безмолвных тюремных очередях: узнать о судьбе сына, передать что-нибудь. Тогда и была создана поэма «Реквием». Не только напечатать, но даже записать поэму на бумаге было смертельно опасно, поэма хранилась в памяти поэта и одиннадцати друзей, ни один из которых никогда не проговорился. Только после XX съезда КПСС Ахматова записала на бумаге эти строки; напечатаны они были лишь в 1987 г., через 20 лет после смерти автора. Эпиграф и предисловие к поэме написаны в 1957 г. Они служат как бы камертоном к поэме, подчеркивая общность судьбы поэта с судьбой народа. С энергией спора поэт утверждает: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,— Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Предисловие показывает, что поэма написана как бы по «социальному заказу» народа: этого хотела одна из товарок по тюремной очереди. Посвящение развивает ту же тему общности страдания множества людей: Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет?.. Все вместе они поднимались рано утром, шли знакомым путем, встречались у стен тюрьмы «мертвых бездыханней». Им посвящает Анна Ахматова свою горькую повесть. Посвящение и эпилог - обрамление поэмы - объединяют автора с другими страдальцами, автор становится как бы защитником этих людей, гневно и скорбно протестует от их имени. Десять стихотворений, составляющих саму поэму, - это исповедь одной души, лирический рассказ одинокой, мечущейся в отчаянии матери. Десять стихотворений внутреннего кольца поэмы написаны в разное время, разным ритмом, о разных событиях, но едины по чувству - гневная глубина страдания матери, женщины, человека в страшно изменившемся, прежде любимом мире. В поэме читатель замечает вроде бы знакомые атрибуты литературного произведения: здесь есть и пейзаж, но исчез стройный царственный Петербург: И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград...
... Там тюремный тополь качается... Здесь не раз говорится о времени, но измеряется оно лишь горем: Семнадцать месяцев кричу, зову тебя домой... В поэме «Реквием» Ахматовой читатель найдет черты жизни лирической героини: Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей...
...Муж в могиле, сын в тюрьме... Помолитесь обо мне... Легкими штрихами намечен облик сына - трагического героя поэмы: И синий блеск возлюбленных очей Последний ужас застилает...
...сына страшные глаза - Окаменелое страданье... Да, вроде бы в поэме есть и время, и место действия, и действующие лица, но истинный герой поэмы — невыносимое страдание, для выражения которого поэт находит все новые образы: то, изнемогая от страданий, душа зовет смерть ("Ты все равно придешь - зачем же не теперь?"), то вдруг приходит странный и точный образ непереносимой боли: Нет, это не я, это кто-то другой страдает, Я бы так не могла... То душа сгибается под тяжестью каменного приговора, стараясь убить память, "чтобы снова научиться жить". Образ камня, окаменелости постоянно повторяется в поэме: и как крайнее выражение страдания, и как попытка, превратившись в камень, избавиться от страдания. Но чаще всего камень тюрьмы и приговора терзает живое человеческое сердце: И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Стихотворение «Распятие» — кульминация поэмы: страдалец повторяет слова евангельского Распятого, сцена из Евангелия передает горе близких, а в молчании матери — не передаваемый словами ужас и гордое достоинство сильной души, сосредоточившейся в своем горе. Эпилог возвращает читателя к началу поэмы, к тюремной очереди, где страх, боль, тревога объединили сотни несчастных, вместе стоявших «И в лютый холод, и в июльский зной/Под красною, ослепшею стеной». Перед читателем проходят любовно очерченные портреты, он видит: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: «Сюда прихожу, как домой». Поэт говорит от имени всех, справедливо чувствуя свое родство с народом: ... Мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ. Поэма «Реквием» Ахматовой заканчивается величественным и горьким образом, полным достоинства, гордости, гнева: поэт считает, что истинный памятник его творчеству может стоять только здесь, у стен тюрьмы, чтобы никогда никто не смел забыть страдании ни в чем неповинных людей. Поэма "Реквием", отразившая с потрясающей эмоциональной силой народную трагедию, сама стала памятником невинным жертвам чудовищных репрессий и сделала Анну Ахматову народным поэтом. Здесь мы называем народным того поэта, который разделил судьбу народа и нашел слова для выражения общенародного чувства. Поэма датируется 1940 г. Через год началась война, и Ахматова еще раз доказала свое право на звание народного поэта. И в осажденном Ленинграде, и в ташкентской эвакуации она слагала патриотические стихи, исполненные мужества, веры в народ, печали и материнской теплоты. Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. - КАУНАС "ШВИЕСА", 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1483
| |