Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

Анализ поэмы "Реквием" Ахматовой (5 вариант)

  • Статья
  • Еще по теме

В 30-е годы стихи Анны Ахматовой не могли быть опубликованы. Ахматова не так боялась за себя, как за сына: 18 лет она пыталась вызволить его из лагерей (его освободил только XX съезд). Мать и сын недолго прожили бы, попадись в руки властям «Реквием».

В 1938—1940 гг. Лев Гумилев ждал суда в ленинградской тюрьме «Кресты». Полтора года простояла Анна Андреевич среди сотен матерей и жен в страшных безмолвных тюремных очередях: узнать о судьбе сына, передать что-нибудь.

Тогда и была создана поэма «Реквием». Не только напечатать, но даже записать поэму на бумаге было смертельно опасно, поэма хранилась в памяти поэта и одиннадцати друзей, ни один из которых никогда не проговорился. Только после XX съезда КПСС Ахматова записала на бумаге эти строки; напечатаны они были лишь в 1987 г., через 20 лет после смерти автора.

Эпиграф и предисловие к поэме написаны в 1957 г. Они служат как бы камертоном к поэме, подчеркивая общность судьбы поэта с судьбой народа. С энергией спора поэт утверждает:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,—

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Предисловие показывает, что поэма написана как бы по «социальному заказу» народа: этого хотела одна из товарок по тюремной очереди.

Посвящение развивает ту же тему общности страдания множества людей:

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?..

Все вместе они поднимались рано утром, шли знакомым путем, встречались у стен тюрьмы «мертвых бездыханней». Им посвящает Анна Ахматова свою горькую повесть.

Посвящение и эпилог - обрамление поэмы - объединяют автора с другими страдальцами, автор становится как бы защитником этих людей, гневно и скорбно протестует от их имени. Десять стихотворений, составляющих саму поэму, - это исповедь одной души, лирический рассказ одинокой, мечущейся в отчаянии матери. Десять стихотворений внутреннего кольца поэмы написаны в разное время, разным ритмом, о разных событиях, но едины по чувству - гневная глубина страдания матери, женщины, человека в страшно изменившемся, прежде любимом мире.

В поэме  читатель замечает вроде бы знакомые атрибуты литературного произведения: здесь есть и пейзаж, но исчез стройный царственный Петербург:

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград...

 

... Там тюремный тополь качается...

Здесь не раз говорится о времени, но измеряется оно лишь горем:

Семнадцать месяцев кричу, зову тебя домой...

В поэме «Реквием» Ахматовой читатель найдет черты жизни лирической героини:

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей...

 

...Муж в могиле, сын в тюрьме...

Помолитесь обо мне...

Легкими штрихами намечен облик сына - трагического героя поэмы:

И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас застилает...

 

...сына страшные глаза -

Окаменелое страданье...

Да, вроде бы в поэме есть и время, и место действия, и действующие лица, но истинный герой поэмы — невыносимое страдание, для выражения которого поэт находит все новые образы: то, изнемогая от страданий, душа зовет смерть ("Ты все равно придешь - зачем же не теперь?"), то вдруг приходит странный и точный образ непереносимой боли:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,

Я бы так не могла...

То душа сгибается под тяжестью каменного приговора, стараясь убить память, "чтобы снова научиться жить". Образ камня, окаменелости постоянно повторяется в поэме: и как крайнее выражение страдания, и как попытка, превратившись в камень, избавиться от страдания. Но чаще всего камень тюрьмы и приговора терзает живое человеческое сердце:

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Стихотворение «Распятие» — кульминация поэмы: страдалец повторяет слова евангельского Распятого, сцена из Евангелия передает горе близких, а в молчании матери — не передаваемый словами ужас и гордое достоинство сильной души, сосредоточившейся в своем горе.

Эпилог возвращает читателя к началу поэмы, к тюремной очереди, где страх, боль, тревога объединили сотни несчастных, вместе стоявших «И в лютый холод, и в июльский зной/Под красною, ослепшею стеной».

Перед читателем проходят любовно очерченные портреты, он видит:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

Поэт говорит от имени всех, справедливо чувствуя свое родство с народом:

... Мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ.

Поэма «Реквием» Ахматовой заканчивается величественным и горьким образом, полным достоинства, гордости, гнева: поэт считает, что истинный памятник его творчеству может стоять только здесь, у стен тюрьмы, чтобы никогда никто не смел забыть страдании ни в чем неповинных людей.

Поэма "Реквием", отразившая с потрясающей эмоциональной силой народную трагедию, сама стала памятником невинным жертвам чудовищных репрессий и сделала Анну Ахматову народным поэтом. Здесь мы называем народным того поэта, который разделил судьбу народа и нашел слова для выражения общенародного чувства.

Поэма датируется 1940 г. Через год началась война, и Ахматова еще раз доказала свое право на звание народного поэта. И в осажденном Ленинграде, и в ташкентской эвакуации она слагала патриотические стихи, исполненные мужества, веры в народ, печали и материнской теплоты.

Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. - КАУНАС "ШВИЕСА", 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1370