Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

В категории материалов: 29
Показано материалов: 21-29
Страницы: « 1 2 3

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Очень оригинальное решение темы поэта и поэзии. К слову, когда Пастернака "прорабатывали" на собрании писателей, один из выступавших цитировал строки "Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?" с целью доказательства того, что поэт презирает современность... На самом же деле лирический герой стихотворения "Про эти стихи" (1919-1920) ощущает кровную связь своей поэзии со своими предшественниками в литературе


Стихотворение "Февраль. Достать чернил и плакать…" Пастернака открывает цикл "Начальная пора", оно было "переписано" в 1928-м году. Очевидно, для Пастернака февраль был месяцем особым (вспомним "Зимнюю ночь": "Мело весь месяц в феврале..."), здесь же этот месяц воспринимается как переходный к весне: "Пока грохочущая слякоть Весною черною горит".


Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в Москве, его родители были людьми, хорошо известными в мире русской культуры: отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником-импрессионистом, впоследствии академиком живописи, мать, Розалия Исидоровна Кауфман, - известной пианисткой. Мир искусства, который с детства окружал будущего поэта, неудержимо влёк его к себе, его "первой музой" стала музыка, которую Пастернак трепетно любил всю жизнь.


Б. Пастернак — поэт истинный. Его творческий портрет многогранен. О своей жизни он рассказал в автобиографической прозе «Охранная грамота» (1930), «Люди и положения» (1956) и в стихах. Первые поэтические сборники Б. Пастернака: «Близнец в тучах» (1914) и «Поверх барьеров» (1917). Его раннюю лирику исследователи сопоставляют с лирикой Фета: как у Фета поэзия «сама попадается под ноги», так и у Б. Пастернака она «валяется в траве, надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Лирический герой и того и другого — «соглядатай природы».


Создавался роман «Доктор Живаго», анализ которого мы проведем, в обстановке послевоенного десятилетия, когда разрушились возникшие было надежды на изменения в стране, на обновление жизни. Партийное руководство активно душило литературу. Б. Пастернак не был репрессирован и даже не включен в число ошельмованных рядом с М. Зощенко и А. Ахматовой. Но в 1946 году (вскоре после постановлений о литературе) А. Фадеев выступил с предупреждением в адрес Б. Пастернака как поэта, не признающего «нашей идеологии».


Образный мир Б. Пастернака представляет собой целостную систему, в которой тем не менее выделяются доминантные компоненты: тропы (сравнения, эпитеты, метафоры, символы и т. д.), поэтический синтаксис, стихотворный размер и т. д. Они словно опоры высоковольтной линии: все основы художественного творчества «держатся» на них, в них концентрируются и преломляются.


Лирический цикл «Когда разгуляется»  (1956—1959), завершающий поэтический путь Б. Пастернака, состоит из 44 стихотворений. Написание книги было связано с драматическими событиями в жизни Б. Пастернака: неудачной попыткой публикации романа «Доктор Живаго»  в СССР и изданием его за границей, присуждением Нобелевской премии и возникшей в связи с этим травлей поэта.


Завершает роман «Доктор Живаго» цикл из двадцати пяти «стихотворений Юрия Живаго», составляющий семнадцатую часть второй книги и имеющий противоречивый статус в композиции произведения. Шестнадцатая глава названа эпилогом, в ней заканчивается прозаическое действие романа, а стихотворный цикл следует за ней, но не является приложением, поскольку назван частью и имеет соответствующий порядковый номер.


«Я родился в Москве 29 января по старому стилю 1890 года. Многим, если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, превосходной пианистке», — так начинается краткая автобиографическая заметка Бориса Пастернака 1922 года.


1-10 11-20 21-29