"После дождя": анализ стихотворения Пастернака
Образный мир Б. Пастернака представляет собой целостную систему, в которой тем не менее выделяются доминантные компоненты: тропы (сравнения, эпитеты, метафоры, символы и т. д.), поэтический синтаксис, стихотворный размер и т. д. Они словно опоры высоковольтной линии: все основы художественного творчества «держатся» на них, в них концентрируются и преломляются. Поэзия Б. Пастернака одновременно живописна и музыкальна, автор не только создает запоминающиеся образы, проводит многочисленные аналогии, но и благодаря фонике передаст звуки окружающего мира. Свежая, яркая образность и метафоричность поэтического видения мира подчеркивают единство лирического героя и природы. На подобных принципах построено стихотворение «После дождя», в котором взаимосвязанные зрительные и звуковые образы передают два временных промежутка: состояние природы до дождя — «тогда» и после дождя — «теперь». Противопоставляя временные отрезки, поэт создает живописную картину природы, в которой происходит постоянная смена состояний — от бури до умиротворенного покоя: «За окнами давка, толпится листва, / И палое небо с дорог не подобрано. / Все стихло. Но что это было сперва! / Теперь разговор уж не тот и по-доброму». Если процитированный отрывок рисует зрительную, образную картину затишья, то следующий — еще и музыкальную, при помощи метафор и аллитерации. Фонетическая инструментовка (повтор звуков «р» и «п»), не нарушающая естественную интонацию стихотворения, передает звуки ненастья (шум дождя, стук капель и града): «Сначала все опрометью, вразноряд / Ввалилось в ограду деревья развенчивать». Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9827
| |