Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

Борис Пастернак: биография и творчество (2 вариант биографии)

  • Статья
  • Еще по теме

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в Москве, его родители были людьми, хорошо известными в мире русской культуры: отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником-импрессионистом, впоследствии академиком живописи, мать, Розалия Исидоровна Кауфман, - известной пианисткой. Мир искусства, который с детства окружал будущего поэта, неудержимо влёк его к себе, его "первой музой" стала музыка, которую Пастернак трепетно любил всю жизнь.

В 1908-м году он поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, которое оканчивает в 1913-м году. Параллельно он сдаёт экзамены в консерватории, однако в 1909-м году в жизнь Пастернака вторгается поэзия, причём, как он позднее признается: "В то время и много лет спустя я смотрел на свои опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них не ждал". Однако именно поэзия стала подлинным призванием Бориса Пастернака, именно в литературе он сумел достичь больших высот, став одним из крупнейших писателей XX века.

Начало поэтической деятельности Пастернака связано с футуризмом, с поэтическим объединением "Центрифуга". В 1913-м году вышел сборник стихотворений "Лирика", в котором были помещены и стихотворения Пастернака. В конце этого же года (на обложке был указан 1914-й год) вышел первый сборник молодого поэта "Близнец в тучах", 11 стихотворений из которого в 1928-м году были им "переписаны" (так он называл переработку их) и позднее включались в им в цикл под названием "Начальная пора" с указанием двух дат. Уже в первой своей книге Пастернак предстал как поэт, обладающий и своим собственным поэтическим видением мира, и своим собственным поэтическим голосом, иногда усложнённо выражающий свои мысли и чувства, но всегда предельно искренний в этом самовыражении.

Вторая книга стихотворений "Поверх барьеров" вышла в 1917-м году, в 1916-17-м годах Пастернак создал значительное число стихотворении, вошедших позднее в сборник "Сестра моя – жизнь" (1922), выход которого выдвинул его в первый ряд русских поэтов 20-х годов.

Революция была воспринята поэтом неоднозначно (собственно, она ведь и была событием неоднозначным!), и это восприятие нашло выражение в стихотворении "Русская революция" (1918), которое впервые было опубликовано на родине Пастернака только в 1989-м году. Вероятно, здесь решающим стало понимание революции как "бунта" и изображение в нём Ленина как посланника "чёрта". Можно сказать, что восприятие революции в этом стихотворении позднее станет основой её изображения в романе "Доктор Живаго".

В 20-е годы за Пастернаком утверждается репутация крупного поэта, мастера стиха, разрабатывающего жанр исторической поэмы. Он создаёт такие произведения, как "905-й год" (1926-27-й гг.) и "Лейтенант Шмидт" (1925-31-й гг.), начинает работу над романом в стихах "Спекторский". В конце 20-х годов выходит сборник его автобиографической прозы "Охранная грамота", в 1929-м году - переработанный сборник "Поверх барьеров", переизданный два года спустя.

Однако переломным для поэта стал тридцатый год. В стихотворении "Смерть поэта", посвящённом памяти В. Маяковского, Пастернак выступает против того отношения к поэту и литературе, которые уничтожают творческую индивидуальность и приводят к гибели человека. Изменения, которые происходили в жизни, решительные действия власти по "организации" литературного творчества лично для Пастернака означали невозможность жить и писать так, как он единственно умел. В стихотворении "Борису Пильняку" (1931) он в образной форме утверждает невозможность для поэта изменить себе в угоду даже принимаемым им как должное внешним обстоятельствам "Но как мне быть с моей грудною клеткой И с тем, что всякой косности косней".

В начале 30-х годов была сделана попытка объявить Пастернака "лучшим и талантливейшим поэтом" СССР, однако он был слишком неповторимой личностью, чтобы соответствовать этому "высокому званию". В воспоминаниях о поэте цитируют фразу, якобы сказанную Сталиным о нем: "Оставьте в покое этого небожителя!" К концу 30-х годов относится начало работы Пастернака над переводами Шекспира, и нужно сказать, что его переводческая деятельность дала очень много русской культуре, он сделал переводы таких великих произведений мировой литературы, как "Гамлет" и "Фауст" Гете, не говоря о множестве других прекрасных переводов.

В годы Великой Отечественной войны биография Пастернака отмечена публикацией патриотических стихов в газетах "Красная звезда" и "Красный флот". Он выезжал на фронт в составе писательских бригад. Наиболее известные стихотворения этого периода – "Смерть сапёра" (1943), "В низовьях" (1944), "Преследование" (1944).

После войны начался самый трудный и самый одновременно счастливый период творчества Пастернака: он начинает работу над романом "Доктор Живаго", ставшим не только "главной книгой" писателя, но и одним из наиболее спорных и оригинальных произведений второй половины XX века в мировой литературе. Работа над романом осложнялась тем, что примерно с 1947-го года имя Пастернака стало появляться в числе кандидатов на получение Нобелевской премии по литературе, и это вызывало ожесточенные нападки (если не сказать травлю) на писателя. Пастернаку приходилось отрываться от работы над романом ради переводов, которые помогали ему поддерживать материально тех, кто в этом нуждался (Анну Ахматову, например, судьба которой после Постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград" была очень трудной), он писал: "Но писать-то я буду в двадцать пятые часы суток свой роман". В 1948-м году был уничтожен тираж "Избранного" Пастернака, позже была арестована О. В. Ивинская, с которой поэта связывали близкие отношения. Зимой 1952-го года писатель перенес инфаркт...

Вот в каких условиях писалась книга, ставшая для автора и радостью ("упоение работой", "счастье"), и источником огромных душевных страданий. Следует отметить, что в период работы над романом все свои оригинальные поэтические произведения Пастернак писал в "Юрину тетрадь", они составили особую главу романа. Роман "Доктор Живаго" был окончен в августе 1955-го года, и окончание его воспринималось Пастернаком как одно из важнейших событий в своей жизни. "Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога", - писал он в письме к Варламу Шаламову. А академик Д. С. Лихачев назовет позже роман "Доктор Живаго" "духовной автобиографией" самого Бориса Пастернака.

После окончания работы нал романом Пастернак готовил к печати книгу своих избранных стихотворений, но произведение уже жило своей собственной судьбой: один из экземпляров романа был передан автором по просьбе руководства Союза писателей итальянскому журналисту, тот отправил его в Милан, где 15-го ноября 1957-го года роман "Доктор Живаго" был опубликован (без разрешения автора на это). После первой публикации началось триумфальное шествие произведения по Европе и миру, которое закончилось присуждением 23-го октября 1958-го года Борису Пастернаку Нобелевской премии по литературе. Он стал вторым - после Бунина - русским писателем, удостоенным такой награды.

Присуждение Нобелевской премии вызвало в Советском Союзе ожесточённейшую травлю Пастернака. Его клеймили как "внутреннего эмигранта", публично оскорбляли (тогдашний руководитель комсомола в своём выступлении сравнил поэта со свиньёй...), требовали изгнать из страны, "общественный строй и народ которой" он якобы оклеветал в своём романе... Всё это заставило Пастернака поставить "в известность Шведскую Академию о своём добровольном отказе от Нобелевской премии". Однако в стихотворении "Нобелевская премия" (1959) поэт напишет "Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей", и это выразит его подлинное отношение к произошедшему.

В последние годы жизни (1956-59) Пастернак создаёт поэтический цикл "Когда разгуляется", в этих стихотворениях он достигает "неслыханной простоты", они совершенны с точки зрения единства формы и содержания, в них мудрость прожившего жизнь человека находит выражение в простых, но исполненных необычайной глубины, строках. Наиболее известные стихотворения этого цикла: "Во всем мне хочется дойти..." (1956), "Быть знаменитым некрасиво..." (1956), "Ветер (Четыре отрывка о Блоке)" (1956), "Божий мир" (1959), "Единственные дни" (1959).

О смерти Пастернака сообщила одна-единственная "Литературная газета", а его роман впервые был опубликован на его родине только в 1988-м году.

Поэзия Пастернака, биографию и творчество которого мы рассмотрели, обогатила русскую философскую лирику, его "неповторимый голос" отличался точностью, изысканностью и простотой ассоциаций, глубоким знанием и умелым использованием различных культурных связей, опорой на традиции русской поэзии и новаторством в раскрытии ее вечных тем. Пастернак принадлежал своему времени - и одновременно вечности: "Ты - вечности заложник У времени в плену".

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2534