Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

"Зимняя ночь" (Пастернак): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Название стихотворения Пастернака «Зимняя ночь» (1946) связано с центральным символическим образом романа «Доктор Живаго». Одно из его первоначальных заглавий прозы так и звучало: «Свеча горела».

Смысл данного символа присутствует в Нагорной проповеди, где в словах Иисуса Христа он ассоциируется с добром, милосердием, верой, духом, т. е. общим содержанием христианского учения. Для Юрия Живаго, увидевшего свет свечи в окне дома в Камергерском, с этого момента начинается поэзия. Для самого Пастернака, по воспоминаниям его последней возлюбленной О. Ивинской, свет свечи в лесном доме, куда он ехал для чтения первых глав романа, означал не только обретение пути, но и надежду, любовь, понимание. Во всех случаях свеча имеет глубоко позитивное, противостоящее злу, значение.

Композиция «Тетради Юрия Живаго» волнообразна и символизирует борьбу добра со злом, Бога с Дьяволом, света и тьмы. Предшествует «Зимней ночи» знаменитое стихотворение о смерти «Август», за ним следует трагическая «Разлука», в данном контексте общий смысл его — в утверждении победы жизни над смертью и хаосом.

Название, на первый взгляд, представляет кульминацию негатива: не просто зима, но и ночь вдобавок, да еще, как становится ясно из финальной строфы, — в феврале, т. е. в самый мрачный, холодный, вьюжный месяц года. Первые строки первой строфы рисуют вселенский хаос, символом которого в русской литературе всегда была метель (свой роман о русской истории первой половины XX века Пастернак начинает описанием похорон и вьюги): «Мело, мело по всей земле, во все пределы». Но затем строфа явно переламывается, как будто пламя свечи взмывает вверх: «Свеча горела на столе, свеча горела».

Ритмически во всем стихотворении нечетные строки как бы воспроизводят сильнейшие порывы ветра, которым противостоит тихое тепло коротких четных строк.

Структурно в данном тексте оппозиционны мир и дом: в мире хаос, холод и мрак, в доме жар, свет и «судеб скрещенье». Таким образом центробежность уравновешивается центростремительностью и создается стройная картина мироздания, где одинаково важны миг и вечность, смерть и любовь.

Хаосу в мире может противостоять только любовь — об этом все произведения Пастернака, но в данном cлучае изображение любовной сцены в высшей степени целомудренно: целое передано при помощи мельчайших деталей. «Кружки и стрелы» (в одном из вариантов было «сердца и стрелы»), «падающие башмачки» и сброшенное платье в «слезах свечи», тени двух любящих «на озаренном потолке» — можно было бы представить происходящее обычной эротической сценой, если бы не оконная рама, как крест, осеняющий собою чудо любви, и не сама любовь, «вздымающая» женские руки, как ангельские крыла — опять-таки «крестообразно».

Финальная строфа не утверждает окончательность победы света над тьмой, ее для Пастернака не может быть в принципе. Победа — в самой способности противостояния: «И то и дело свеча горела на столе, свеча горела...»

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3064