Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Булгаков М.А.

Михаил Булгаков: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель и драматург, родился в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, матерью будущего писателя была Варвара Михайловна, дочь священника-протоиерея. Происхождение Булгакова сильно отличается от происхождения многих выдающихся русских прозаиков того времени, например Горького и Шолохова. Оно наложило свой отпечаток на художественное творчество Булгакова и сильно повлияло на его отношение к революционным переменам в стране. Нельзя полностью объяснить взгляды художника его социальным происхождением и воспитанием, однако они во многом формируют характер и личность человека, его предпочтения в жизни. И Булгаков, будучи честным и справедливым человеком, всё же так и не смог понять прямолинейности новой идеологии, примириться с грубостью и невежеством, которые неизбежны при столь радикальных социальных потрясениях.

Булгаков получил хорошее образование: к восемнадцати годам окончил Первую киевскую гимназию. В 1916 году с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета. Михаила Булгакова как человека характеризует то, что во время Гражданской войны он служил военным врачом в разных по политической принадлежности армиях, им руководили не политические пристрастия, а человеческий и врачебный долг. В 1921 году Булгаков переезжает в Москву и с этого времени полностью посвящает свою жизнь литературе и театру. В первые годы своего пребывания в Москве он печатается в популярных газетах, заводит знакомства с писателями и поэтами своего поколения, приехавшими в столицу создавать новую литературу.

В начале литературной деятельности в писательской манере Булгакова проявились две особенности: сатирическая проза и фантасмагория (причудливая фантазия), возникающая на основе научной фантастики и религиозных суеверий. Он пишет множество фельетонов, сатиру на тупость канцелярской работы «Дьяволиада» (1923) и фантастическую повесть, высмеивающую обывательское сознание, «Роковые яйца» (1924). Самым заметным произведением этого периода стала повесть, критиковавшая саму основу советского строя и его революционную идею, «Собачье сердце» (1925). Михаил Булгаков пишет также роман о событиях недавнего времени «Белая гвардия» (1922-1924), а затем выступает как драматург, создав на его основе пьесу «Дни Турбиных» (1926). Оба произведения посвящены теме раскола в русском обществе, поразившей всех смуте в революционном вихре времени, в тяжёлые 1918-1919 годы, когда поочерёдно менялась власть в Киеве. Не случайно эпиграфом к роману автор выбрал слова о буране, захлестнувшем степь, из «Капитанской дочки» Пушкина. Пьеса «Дни Турбиных» была обречена на запрет, однако у неё появился неожиданный защитник — сам Сталин, которому понравилась идеологически «неправильная» пьеса. Интересно, что хотя спектакль «Дни Турбиных» в конце концов был снят с репертуара, но в целом благодаря этому «заступничеству» он выдержал девятьсот восемьдесят семь постановок при жизни Булгакова.

После «Дней Турбиных» в 1920-е годы Михаил Булгаков пишет сатирические комедии о советском быте, мещанской психологии, ханжестве современников и лицемерии власти, а также другие произведения, в которых ярко проявилось несогласие с моральной атмосферой в стране. Это были трудные годы для писателя, поскольку его произведения запрещались к публикации, пьесы не допускались к постановке в театрах. Булгаков даже вынужден был обратиться с письмом лично к Сталину, чтобы ему дали возможность спокойно работать или же разрешили уехать из страны. После этого его приняли на работу во МХАТ (Московский Художественный академический театр), опять по личному приказу Сталина, который, тем не менее, считал Михаила Афанасьевича своим идеологическим врагом.

В последние двенадцать лет жизни Булгаков работал над своим главным произведением — романом «Мастер и Маргарита» (1928-1940), который он начал писать как сатиру на современное советское общество, но потом, осознавая, что проблематика произведения выходит за пределы конкретного времени и касается любого общества, создал грандиозную философскую картину человеческих нравов. Главным художественным приёмом романа «Мастер и Маргарита» стал приём соотнесения современности и евангельской истины. В своём творчестве Михаил Булгаков опирался на традиции мировой и русской классической литературы. Образ Мастера — художника, написавшего роман о Христе, продолжает пушкинскую идею о назначении поэзии и роли поэта; галерея сатирических образов, комические ситуации, язвительность, нравственные мотивы восходят к Гоголю; проделки демонов, изображённых в романе, напоминают европейскую литературу о бесах. Эпиграф к роману Булгаков берёт из сцены встречи Фауста и Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст», в которой демон отвечает на вопрос Фауста о себе: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Этими словами писатель объясняет смысл своего романа — злая воля бессильна насадить зло в человеке и на земле, и всякое богопротивное дело неизменно обращается в Добро.

Долгое время о романе не было известно, лишь немногие современники Булгакова помнили о том, что тот писал какой-то роман. Вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова двадцать шесть лет хранила два толстых тома рукописи романа, никому его не показывала, опасаясь, что власти уничтожат бесценный труд. Однако к середине 1960-х годов тогда ещё неизвестному учёному-филологу А.Ф. Вулису удалось убедить верную хранительницу романа в своей порядочности. Она дала ему рукопись для прочтения, и в конце 1966 — начале 1967 года роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в журнале «Москва». Эта публикация подтвердила знаменитый тезис, прозвучавший в романе: «Рукописи не горят».

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4265