Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Булгаков М.А.

Биография и творчество Булгакова М.А.

  • Статья
  • Еще по теме

"Малой родиной" Михаила Булгакова (1891 -1940) был Киев, и этот город навсегда остался в его сердце: слишком многое было с ним связано, слишком многое пришлось пережить на берегах Днепра будущему автору всемирно знаменитого романа "Мастер и Маргарита", прославившему и свою страну, и свой родной город, и русскую культуру беззаветным служением великому искусству, которое отличается от всех прочих духовных ценностей тем, что "рукописи не горят".

В большой и дружной семье Булгаковых Михаил был старшим сыном, опорой матери после преждевременной смерти отца, талантливого педагога-богослова. Для юного Булгакова вера и все с ней связанное были атмосферой, в которой он рос, он отличался подчёркнутой аполитичностью, озорным нравом и ярко выраженными актёрскими наклонностями, страстью к розыгрышам и играм.

После окончания гимназии он становится студентом-медиком, получает "звание с отличием", начинает практиковать как врач. В 1916-м году, освобожденный от службы в армии по состоянию здоровья, он все-таки становится помощником хирурга в полевом госпитале, после чего, окончательно "комиссованный", становится врачом в одном из сёл на Смоленщине. Позднее этот период своей жизни писатель покажет в "Записках юного врача" (1925 - 26 гг.), и мы сможем увидеть, сколь нелёгким был хлеб "лекаря".

После революции, в 1918-м году, Булгаков возвращается в Киев, где пережил "веселое время" постоянной смены власти, холода, голода, разрухи, живя между верой и неверием, отчаянием и надеждой. Каждая новая власть "мобилизовывала" медперсонал, поэтому Булгакову зачастую приходилось прятаться. Всё это будет позднее с изумительным художественным совершенством передано в романе "Белая гвардия" и созданной на его основе пьесе "Дни Турбиных" (найдётся место и гимназии с её знаменитой лестницей…)

Покинув Киев, будущий писатель сотрудничал в различных печатных изданиях Белой армии (до недавних пор об этих страницах биографии Булгакова старательно умалчивали...), и только смертельная болезнь (тиф) помешала его эмиграции вместе с вынужденными покинуть Россию участниками Белого движения, о чем сам Булгаков сожалел всю свою жизнь.

Первые драматургические опыты Булгакова связаны с г. Владикавказ, там ставились пьесы, в том числе и написанные им в соавторстве, но художественный уровень этих произведений лучше всего характеризует то, что сам писатель искренне радовался их утере.

В конце 1921-го года Михаил Булгаков с женой переезжает в Москву, где начинается его попытка "войти" в большую литературу. Но... начинать пришлось с газетной поденщины, поскольку необходимо было думать в первую очередь о куске хлеба. Параллельно с сотрудничеством в ряде периодических изданий Булгаков создаёт художественные произведения, отличающиеся его собственной, "булгаковской", манерой, вырабатывает свой собственный стиль и находит свои темы для творчества. В 1922-м году он создаёт сатирическую повесть "Похождения Чичикова" и рассказ "Красная корона", в следующем году - также сатирическую повесть "Дьяволиада" и рассказ "Налёт", в 1924-м году - повесть "Роковые яйца" и рассказ "Ханский огонь"; в 1923-24-м годах создаёт роман "Белая гвардия"; в 1925-м году пишет повесть "Собачье сердце", в этом же году выходит уничтоженный по выходу сборник прозы "Дьяволиада". Это были художественные произведения, занявшие заметное место в литературе 20-х годов, они "сделали имя" Булгакову как одному из крупнейших современных писателей-сатириков.

Однако подлинное признание таланта Булгакова связано с постановкой (премьера состоялась 5-го октября 1926-го года) пьесы "Дни Турбиных", которую театральная критика назвала "Чайкой" II МХАТа. Успех спектакля был без преувеличения оглушительным, и на Булгакова обрушилась подлинная слава, у которой, как известно, всегда есть своя "изнанка" - зависть, которую питают менее талантливые коллеги к тому, кому удаётся создать то, что им недоступно... Благо, сам писатель никогда не скрывал того, что он - противник всяческих "революций" в жизни и искусстве, доказывая преимущество Великой Эволюции перед катаклизмами и бурями. Поэтому в конце 20-х годов положение Булгакова и в литературе, и "в жизни” было чрезвычайно сложным: он сам охарактеризовал его как неприкрытую травлю и был, по воспоминаниям близких ему людей, близок к самоубийству...

Отчаявшийся Булгаков пишет 28-го марта 1930-го года письмо "Правительству СССР", в котором, объясняя причины своего нынешнего положения, откровенно признается: "Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы...". Поскольку, по глубокому убеждению писателя, в СССР свобода слова невозможна, "произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать", он просит, чтобы его ... выслали из страны, ибо здесь "налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, - нищета, улица и гибель"…

Булгакову ответил сам "лучший друг советских писателей": последовал телефонный звонок Сталина, после которого писателю была предоставлена работа помощником режиссера во МХАТе, о которой он просил, и, казалось, все наладилось. Однако через год, в мае 1931-го, Булгаков вновь обращается к Власти (теперь уже непосредственно к Сталину) с просьбой разрешить ему уехать за границу, чтобы "увидеть свет и, увидев его, вернуться". Но и здесь был отказ - прямо повторение судьбы Пушкина, который всё больше и больше занимал мысли Булгакова…

В 30-е годы творчество Булгакова становится "работой в стол": все, что им создается, причем не только оригинальные произведения, но и оперные либретто, инсценировки - всё это так и не находит своего читателя или зрителя. Повесть о Мольере, написанная для серии "Жизнь замечательных людей" и сданная в издательство "Молодая гвардия" в марте 1933-го года, опубликована этим издательством в серии ЖЗЛ ... в 1962-м году!.. Неоконченный "Театральный роман", создававшийся в 1936-37-м годах, впервые был опубликован в 1965-м; наконец, роман "Мастер и Маргарита", над которым писатель работал последние двенадцать лет своей жизни, впервые (с цензурной "правкой") был опубликован в журнале "Москва" - №11 за 1966-й год и №1 за 1967-й... Публикация его "через номер" была вызвана стремлением тех, кто мог это сделать, помешать изданию второй части и без того изуродованного цензурой великого романа великого писателя...

Безвыходность ситуации, в которой оказался Булгаков, стала причиной того, что в 1938-39-м годах он работал над пьесой "Батум" - произведением о Батумской стачке 1902-го года, в которой принимал участие молодой тогда Иосиф Джугашвили... По воспоминаниям близких, работа давалась писателю с большим трудом, он откровенно не мог заставить себя писать в "духе социалистического реализма", но все же пьеса была закончена и принята к постановке МХАТом, о ней были восторженные отзывы тех, кто искренно хотел помочь Булгакову с помощью "проходной пьесы" вернуться в литературу и на сцену: "изумительная пьеса", "потрясающая пьеса". Но всё закончилось 15-го августа 1939-го года: Булгаков, Елена Сергеевна и ответственные работники МХАТа, севшие в Москве в поезд для того, чтобы ехать на юг, где происходило действие пьесы, с целью создания как можно более достоверного спектакля по ней, в Серпухове получили телеграмму: "Надобность поездки отпала возвращайтесь Москву"... Елена Сергеевна Булгакова записала в своём дневнике "Состояние Миши ужасно"... Это был один из самых сильных ударов судьбы, которыми она всю жизнь щедро награждала писателя...

Пожалуй, закончить рассказ о трудной судьбе Михаила Афанасьевича Булгакова лучше всего словами критика Владимира Лакшина: "Булгаков умер от нефросклероза 10 марта 1940 года в своей московской квартире на улице Фурманова. Жития ему было, как говорилось в старых книгах, неполных 49 лет. Под ключом в старинном шкафу остались лежать: два неизданных романа, повесть, биография Мольера, три шедших недолго и к тому времени забытых и девять никогда не видевших сцены пьес"...

Но - "рукописи не горят"! И поэтому творчество Михаила Булгакова навсегда останется в истории мировой литературы как одна из наиболее ярких и трагических страниц ее.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7130